Новость
26.05.2025
Прогнозы развития контейнерного рынка в России
Институт экономики и развития транспорта прогнозирует незначительный рост или сохранение текущего уровня контейнерных перевозок в России в текущем году. Среднесрочные прогнозы предполагают увеличение объёма рынка до 10–12 млн TEU к 2035 году.

Контейнерный рынок в этом году покажет незначительный рост или останется на прежнем уровне. Согласно прогнозам Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), объём железнодорожных контейнерных перевозок по итогам года достигнет 8 млн TEU против 7,9 млн TEU в прошлом году.
В настоящее время наблюдается спад, однако часть участников рынка ожидает возобновления роста летом-осенью, тогда как другие не видят предпосылок для улучшения из-за жёсткой денежно-кредитной политики. Несмотря на это, к 2035 году ИЭРТ прогнозирует увеличение контейнерного рынка до 10–12 млн TEU при среднегодовом темпе роста около 3,4%.
Основными драйверами развития станут модернизация и строительство терминалов, увеличение доли контейнерных перевозок для разных типов грузов, внедрение цифровых сервисов.
Как отметил заместитель начальника Центра макроэкономики и методологии прогнозирования ИЭРТ Роман Мартышкин, в 2035 году 60% от 10–12 млн TEU будет приходиться на внешнюю торговлю (экспорт, импорт, транзит), а 40% — на внутрироссийские перевозки.
По данным исследования, темпы роста контейнерных перевозок в России в среднесрочной перспективе будут выше мировых показателей. При этом в текущем году ожидается значительный скачок на мировом рынке: с 183,2 млн TEU в 2025 году до 195–200 млн TEU.
К 2035 году мировой рынок увеличится на 20–33%, достигнув 240–260 млн TEU. Специалисты ИЭРТ отмечают, что основными факторами этого роста станут процессы урбанизации в Африке и Южной Азии, развитие экологичных логистических решений и расширение цифровой торговли.
Погрузка прочих грузов, включая контейнерные, которая в 2024 году была одной из немногих, показавших рост в январе — апреле 2025 года, снизилась на 5% и составила 37,2 млн тонн. Как сообщал «Коммерсантъ», на такую динамику повлияли несколько факторов: прекращение поставок китайских автомобилей, стоки которых заполнены, общее снижение покупательской активности и сокращение инвестиционных программ компаний.
Эксперты отмечают изменение структуры вагонопотока, особенно заметное в контейнерных перевозках. По оценке генерального директора компании «Транзит» Александра Чевелюка, объём контейнерных импортных перевозок на Дальнем Востоке сократился на 20%. Схожую оценку падения на 19–20% приводит коммерческий директор Владивостокского морского торгового порта Елена Казарина.
Казарина прогнозирует восстановление внешнеторговых грузоперевозок к осеннему периоду, связывая это с ожидаемым ростом покупательской способности. Однако не все эксперты разделяют оптимистичные прогнозы.
Согласно прогнозам FESCO, объём контейнерного рынка в 2025 году увеличится на 3%, до 6,8 млн TEU, а в 2026 году рост составит 4%, достигнув 7,1 млн TEU.
В ГК «Дело» подтвердили «Ъ», что их оценки близки к прогнозам ИЭРТ. Согласно прогнозам, в 2025 году объём контейнерных перевозок составит около 8 млн TEU, что означает минимальный прирост по сравнению с предыдущим годом.
Комментарий эксперта Кеплер