Новость
26.05.2025
Поправки в федеральный бюджет 2025 года ставят авиационную отрасль перед серьёзным вызовом
Финансирование проекта «Производство самолётов и вертолётов» уменьшится на 22,4 млрд рублей. Основная часть сокращений придётся на субсидии лизингодателям и авиакомпаниям.

Поправки в федеральный бюджет 2025 года ставят авиационную отрасль перед серьёзным вызовом. Финансирование проекта «Производство самолётов и вертолётов» уменьшится на 22,4 млрд руб., причём основная часть сокращений придётся на субсидии лизингодателям и авиакомпаниям, пишет «Коммерсантъ».
Вместо запланированных 101,2 млрд руб. отрасль получит 78,8 млрд руб., что эксперты издания связывают с затянувшимися сроками реализации ключевых программ.
По данным из положительного заключения комитета по промышленности Госдумы на законопроект о поправках к федеральному бюджету на 2025 год, 12,8 млрд руб. будет вычтено из госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ», ещё 9,6 млрд руб. — из программы развития авиапрома. Источники указывают, что секвестр затронет механизмы возмещения процентов по кредитам для лизинга ВС и компенсации авиаперевозчикам расходов на эксплуатацию.
— Сдвиг вправо сроков по комплексной программе развития авиаотрасли (КПГА) снижает потребность в субсидиях здесь и сейчас, — пояснил участник обсуждения поправок.
КПГА, принятая в 2022 году с бюджетом в 1 трлн руб., изначально предполагала старт поставок отечественных лайнеров в 2023 году. Однако корректировки инвестпрограммы и задержки сертификации МС-21 и SJ-100 привели к пересмотру сроков. Первый вице-премьер Денис Мантуров ранее заявлял, что итоговые параметры программы будут уточнены после получения сертификатов в конце 2024 года.
В Госдуме признают: сокращение бюджета создаёт риски срыва сроков. «Высокая ключевая ставка ЦБ бьёт по долгосрочным проектам, снижая конкурентоспособность российской продукции», — говорится в заключении комитета по промышленности.
— Планы останутся неизменными. Испытания новых самолётов идут по графику, серийные поставки SJ-100 и МС-21 стартуют в 2025 году, — подчеркнули в госкорпорации «Ростех».
Аналитики, опрошенные «Ъ», сомневаются, что урезание субсидий критично для отрасли. По словам отраслевого эксперта, отсутствие самолётов делает логичным временное сокращение поддержки их эксплуатации.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Фёдор Борисов добавляет, что для оценки последствий нужны данные о реальных резервах производителей.
— Секвестр вряд ли ускорит процесс, но может и не замедлить его, если другие источники финансирования сохранены, — отметил эксперт.
Глава компании «Авиасистемы» Дмитрий Хоружик обращает внимание на системные проблемы. По словам эксперта, главные тормоза — дефицит комплектующих из-за оборонзаказа и незавершённое импортозамещение. Это не решается деньгами.
— Инфляция требует индексации бюджетных статей, но ключевые меры поддержки производства пока не тронуты, — добавляет исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
В ГТЛК заверили, что контракты на поставки вертолётов в 2025 год уже подписаны, а Минпромторг отказался от комментариев. Ожидается, что Правительство РФ представит обновлённую версию КПГА после завершения сертификации новых лайнеров, что позволит синхронизировать бюджетные ассигнования с реальными темпами отрасли.
Напомним, что в конце апреля 2025 года Минпромторг объявил тендер на проведение научно-исследовательской работы «Интеграл», посвящённой разработке перспективных магистральных и региональных самолётов.
Комментарий эксперта Кеплер