Новость
26.05.2025
Минтранс России не поддерживает предложение о введении скидок на железнодорожные перевозки угля
Минтранс России считает, что экономика перевозок угля в направлениях Северо-Запада и Юга складывается и без дополнительных железнодорожных скидок.

Минтранс России не поддерживает предложение о введении скидок на железнодорожные перевозки угля в направлениях Северо-Запада и Юга страны, несмотря на то, что эти меры поддержки отрасли были одобрены президентом России Владимиром Путиным. В ведомстве поясняют, что угольные компании подают заявки на перевозку по этим направлениям в объёмах, значительно превышающих план.
По мнению участников рынка, количество поданных заявок не отражает реальный уровень спроса, в отличие от объёма удовлетворённых. При этом даже в случае введения скидочных льгот ситуация останется неизменной, пишет «Коммерсантъ».
Как следует из письма замминистра транспорта Алексея Шило в Минэнерго от 19 мая, имеющегося у «Ъ», в министерстве считают, что экономика перевозок угля в этих направлениях складывается и без дополнительных железнодорожных скидок. При этом грузоотправители «продолжают заявлять объёмы перевозки каменного угля в направлении портов Северо-Запада и Юга кратно выше, чем параметры финансового плана ОАО «РЖД» на 2025 год, одобренного правительством РФ», сообщается в письме со ссылкой на информацию ОАО «РЖД».
С января по апрель грузоотправители заявили к перевозке в порты Северо-Запада 38,4 млн тонн угля, что на 19,5 млн тонн превышает утверждённый финансовый план погрузки, тогда как на южном направлении заявленный объём составил 31,2 млн тонн при превышении планового показателя на 23,1 млн тонн. В мае, как следует из документа, превышение заявленного объёма на северо-западном направлении составляет 0,9 млн тонн, а на южном — 0,2 млн тонн.
— Высокая заявочная база свидетельствует о возможности угольных компаний реализовывать свою продукцию при текущем уровне цен и стоимости транспортировки, — комментирует ситуацию Алексей Шило.
В перечень мер поддержки угольной отрасли, предложенных вице-премьером Александром Новаком, входило введение ОАО «РЖД» скидки в размере 12,8% на экспортные перевозки в направлениях Северо-Запада и Юга, а также восстановление понижающих коэффициентов 0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля, которые должны были действовать с 1 мая по 31 декабря. Эти инициативы получили поддержку президента Владимира Путина, при этом планировалось, что скидки ОАО РЖД будут компенсированы из государственного бюджета.
В то же время представители угольной отрасли не согласны с аргументацией Минтранса о ненужности скидок, указывая на существенную разницу между поданными заявками и фактически выполненными перевозками.
Для восстановления рентабельности необходимо вернуть тарифы ОАО РЖД к уровню 2022 года с учётом ежегодной индексации, поскольку их последующий рост значительно превысил размер обсуждаемых скидок, считает другой собеседник.
В письме Шило подчёркивает, что «в связи со значительной долей стоимости услуг операторов подвижного состава и морских портов в общих транспортных затратах грузоотправителей необходимо учитывать, что ценовая политика данных участников рынка оказывает значительное влияние на экономику угольной отрасли».
По данным заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, в мае 2025 года арендные ставки на полувагоны снизились по отношению к апрелю на 20% в инновационном сегменте и на 14% на вагоны типовых конструкций. За январь — май падение составило 28% и 25% соответственно.
Согласно данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), экспортные нетбэки на кузбасский энергетический уголь (6000 ккал/кг) в середине мая составили $13 на тонну в Тамани и $6 на Северо-Западе. Аналитики ЦЦИ отмечают, что предлагаемые меры поддержки угольной отрасли, включая субсидирование железнодорожных тарифов, могут снизить логистические затраты примерно на $8 с тонны при поставках в южном и западном направлениях.
Напомним, ставки на перевозку угля по железной дороге достигли минимальных значений с начала 2023 года, сообщает «Ъ». РЖД зафиксировало убытки в 428,3 млрд рублей.
Комментарий эксперта Кеплер