Новость

Новость

Новости / Рынок грузоперевозок России переживает глубокую трансформацию
logirus.ru

28.05.2025

Рынок грузоперевозок России переживает глубокую трансформацию

Основатель консалтингового агентства «Стратегия дела» Александр Цыпин на выставке Logistika Expo озвучил прогноз о том, что рынок грузоперевозок России находится в стадии глубокой трансформации и значимых изменений до 2027 года ждать не стоит.

Рынок грузоперевозок России находится в стадии глубокой трансформации и значимых изменений до 2027 года ждать не стоит. Такой прогноз на выставке Logistika Expo озвучил основатель консалтингового агентства «Стратегия дела» Александр Цыпин.

По словам эксперта, текущие проблемы отрасли — от дисбаланса спроса и предложения до разрушения бизнес-моделей — требуют системного подхода, но быстрых решений не предвидится.

— Логистические издержки в России составляют 14% ВВП — вдвое выше, чем в Евросоюзе. Это не просто цифра: бюджет ежегодно теряет минимум 1 трлн рублей из-за неоптимальной работы отрасли, — подчеркнул Александр Цыпин.

Эксперт со ссылкой на данные Росстата отметил, что за I квартал 2025 года грузоперевозки в тоннах снизились на 0,7%, но грузооборот (тонно-километры) вырос на 9%, а за пять лет — на 40%. Это значит, что грузы везут на более дальние расстояния, но эффективность цепочек падает. Рынок балансирует на грани, а ставки становятся непредсказуемыми.

Ситуацию усугубил резкий рост закупок грузовиков крупными игроками. Торговые сети и маркетплейсы, такие как X5 Retail Group, «Магнит» и Wildberries, массово приобретали технику, пытаясь контролировать расходы. Только за 2023–2024 годы компании заказали у китайских производителей около 25 тысяч единиц транспорта. В частности, X5 заключил соглашение с Sinotruck на поставку 7 тыс. грузовиков различных типов.

— Такие компании начинают предлагать услуги грузоперевозки, демпингуя рыночные цены. Это разрушает традиционные модели: рынок превращается в «биржу», где нет места добавленной стоимости, — пояснил спикер.

Кризис усугубляется ростом себестоимости перевозок: лизинговые платежи, запчасти и зарплаты водителей выросли на 20–30% за год. При этом лизинговые компании, захватившие в 2022 году роль основных продавцов техники, по словам Александра Цыпина, «перекормили» рынок.

— За два года купили 100 тыс. магистральных тягачей — это трёхлетний объём. Сейчас спрос удовлетворён, ставки падают, но издержки остаются высокими. Новая техника уже не окупается. Раньше западные дистрибьюторы, как правило, смотрели на шаг вперёд и не допускали переизбытка — не давали рынку «объесться». Теперь же китайские компании с лизингом действуют по принципу «чем больше — тем лучше». В итоге рынок «переел» и ему плохо, — объяснил Александр Цыпин.

Эксперт обратил внимание на опасный тренд — откат к логистике 1PL, когда компании возвращают транспортные активы «в дом».

— Крупные игроки забирают перевозки на себя, думая, что экономят. Но для отрасли это шаг назад: эффективность снижается, а безопасность и качество услуг падают, — считает Александр Цыпин.

По данным эксперта, корреляция между динамикой ВВП и грузооборотом достигает 90%, а текущее замедление экономики уже отражается на транспортном секторе: «До 2027 года роста не будет — только накопление отложенного спроса», — прогнозирует Александр Цыпин.

Напомним, ранее Александр Цыпин прогнозировал, что в 2025 году потребность перевозчиков в грузовой технике сократится на 27% — до 29 тыс. единиц грузовой техники.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!