Новость

Новость

Новости / Оценка эффективности работы РЖД: мнения грузоотправителей и экспертов
logirus.ru

29.05.2025

Оценка эффективности работы РЖД: мнения грузоотправителей и экспертов

Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин на форуме «Грузовая панорама: как везти грузы в условиях ограничений?» высказал мнение о том, что, несмотря на заявления РЖД о росте скорости перевозок, грузоотправители не отмечают существенного улучшения работы сети.

Несмотря на то, что РЖД фиксирует рост скорости перевозок, грузоотправители не отмечают существенного улучшения работы сети. Новые правила регулирования порожних вагонов, введённые Минтрансом в марте, пока не привели к ожидаемому эффекту. Такую оценку на форуме «Грузовая панорама: как везти грузы в условиях ограничений?» высказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

— Что бы сейчас ни говорили российские железные дороги, какие бы меры они ни предпринимали, мы видим, что время в движении не увеличивается уже на протяжении двух с половиной лет, — констатировал эксперт.

Напомним, согласно приказу Минтранса №105 от 27 марта 2025 года (ист.), РЖД теперь учитывает сдвоенные операции, когда вагоны выгружают и загружают на одном и том же пути необщего пользования. Также в расчёт берут вагоны, прибывшие в отстой, и стимулируют грузоотправителей использовать уже имеющиеся у них порожние вагоны вместо запроса новых. Кроме того, с февраля 2025 года компания временно ограничила приём порожних вагонов из стран СНГ, за исключением российских вагонов, возвращающихся из-за границы, и транзитных составов.

Однако, как отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, рост скорости не означает реального улучшения работы сети. РЖД заявляет о высокой надёжности доставки, но многие грузовладельцы вынуждены подписывать соглашения об увеличении сроков. Платная услуга движения по расписанию, которая должна гарантировать точное время отправления и прибытия, выполняется лишь в 75% случаев, то есть каждый четвёртый вагон опаздывает.

— Это, на мой взгляд, лучше всего характеризует ту надёжность и качество эксплуатационной работы, которое мы имеем на данный момент, — отметил эксперт.

Проблема усугубляется расслоением грузовой базы, добавил Иванкин. Прямые отправительские маршруты движутся стабильно, а повагонные отправки задерживаются из-за перегруженности сортировочных станций. Если раньше транзитный вагон с переработкой стоял на них в среднем 12 часов, то сейчас — 29-ть.

— Технологические показатели работы сортировочных станций сегодня превышают те же показатели за последние 8 лет более чем в 2 раза, — констатировал Павел Иванкин.

Оборот вагона также остаётся проблемным. Из общего времени цикла (около 75–80 часов) большая часть приходится на простои — либо на путях необщего пользования, либо на промежуточных станциях.

— РЖД действительно работает над повышением скорости перевозок. Однако в настоящее время существуют сложности с увеличением этого показателя. При этом для отчётности компания может «нарисовать» любые цифры. Существуют методики, позволяющие показывать в отчётах высокие показатели скорости, тогда как в реальности конкретные вагоны конкретных грузоотправителей на конкретных маршрутах продолжают двигаться с нарушением сроков доставки, — отметил Павел Иванкин.

Напомним, на этой же конференции Павел Иванкин рассказал о проблеме брошенных на сети поездов. Из-за этого средняя скорость движения транзитных составов в апреле 2025 года упала на 0,5 км/ч на каждом участке.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!