Новость
29.05.2025
Прогноз Банка России: существенных изменений в ситуации с логистикой трансграничных грузоперевозок до конца 2025 года не произойдёт
Аналитики Банка России в отчёте «Региональная экономика» пришли к выводу, что существенных изменений в ситуации с логистикой трансграничных грузоперевозок до конца 2025 года не будет. Прогноз основан на опросе участников рынка.

Аналитики Банка России в своём отчёте «Региональная экономика» пришли к выводу, что существенных изменений в ситуации с логистикой трансграничных грузоперевозок до конца 2025 года не произойдёт. Этот прогноз основан на опросе участников рынка, показавшем устойчивые, хотя и неоднозначные, тренды первого квартала.
Несмотря на активную реализацию инфраструктурных проектов, ключевые ограничения — нехватка провозных мощностей, особенно на железной дороге, и санкционное давление — сохранят своё влияние, отмечается в отчёте.
Ситуация в первом квартале 2025 года оставалась контрастной по видам транспорта. Предприятия фиксировали ухудшение в железнодорожных перевозках, в то время как в автомобильном секторе 68% компаний не отметили изменений по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а в морских перевозках наблюдались признаки улучшения.
Объём железнодорожных грузоперевозок по России в I квартале 2025 года оказался на 12% ниже уровня IV квартала 2021 года, чему способствовали рост издержек из-за индексации тарифов на 13,8% в декабре 2024 года, дефицит мощностей на востоке и подходах к южным портам, а также слабый внешний спрос.
«Предприятия практически всех макрорегионов сообщали об удлинении сроков поставок в связи с сохранением высокой загруженности железной дороги и нехватки подвижного состава», — отметили авторы отчёта.
Это привело к перетоку части грузов на автомобильный транспорт. Объём автоперевозок в I квартале 2025 года превысил уровень IV квартала 2021 года на 21,2%.
Морские перевозки, несмотря на снижение перевалки нефти, нефтепродуктов и зерна, демонстрировали развитие инфраструктуры (новые мощности в портах Балтики и Азово-Черноморья, запуск угольного комплекса в Мурманске) и расширение сервисов, например, новый контейнерный маршрут «Новороссийск — Восточная Африка».
В воздушном сегменте, остающемся нишевым, отмечался рост международного трафика на 7% год к году за январь — март благодаря электронной коммерции и увеличению числа азиатских перевозчиков, хотя общие объёмы остаются низкими.
Хотя реализация крупных проектов — таких как строительство трассы М-12 «Восток», развитие портовых терминалов в Ленобласти (для аммиака и удобрений), частной ж/д магистрали в Якутии и мультимодальных логистических центров в Сибири, Татарстане и на Урале — продолжается, их эффект для снятия системных ограничений в полной мере проявится позже.
«По мнению опрошенных предприятий, фактор логистики в настоящее время оказывает умеренное влияние на динамику объёмов внешнеторговых операций. Ключевыми факторами, влияющими на экспорт и импорт, остаются спрос на продукцию и санкционные ограничения», — подчёркивают аналитики ЦБ.
Напомним, что согласно прогнозам основателя консалтингового агентства «Стратегия дела» Александра Цыпина, рынок грузоперевозок России находится в стадии глубокой трансформации и значимых изменений до 2027 года ждать не стоит.
Комментарий эксперта Кеплер