Новость
30.05.2025
Перевозчики из ЕАЭС представляют большую угрозу для российских компаний, чем китайские
Директор по собственному транспорту компании «Национальный перевозчик» Евгений Большаков заявил, что каботажные перевозки, которые будут легализованы с 1 сентября 2025 года, приведут к неравной конкурентной борьбе для российских компаний.

Китайские перевозчики – это не самая большая беда для российской отрасли грузоперевозок. Об этом на Logistika EXPO заявил директор по собственному транспорту компании «Национальный перевозчик» Евгений Большаков.
По его мнению, куда более серьёзную и реальную опасность для российских компаний на внутреннем рынке представляют перевозчики из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), таких как Казахстан и Кыргызстан.
Евгений Большаков подчеркнул, что каботажные перевозки, которые будут легализованы с 1 сентября 2025 года – неизбежная реальность в рамках евразийской интеграции. Однако российские компании вступают в эту конкурентную борьбу в заведомо неравных условиях.
Себестоимость фрахта российских перевозчиков в среднем составляет 2,53 рубля, при этом их затраты существенно выросли: лизинговые платежи достигают 27%, а стоимость обслуживания парка увеличилась в среднем на 20%. В то же время перевозчики из стран ЕАЭС, которые получат доступ на российский рынок, работают с меньшими издержками, включая фонд оплаты труда. Зарплата российских водителей составляет 170–180 тысяч рублей, тогда как в Кыргызстане – около 40 тысяч, а в Казахстане – порядка 100 тысяч рублей.
Главной проблемой, по словам Евгения Большакова, является неэффективность действующих механизмов регулирования и контроля. Предусмотренные государством меры на практике не работают, что приводит к массовым нарушениям со стороны иностранных перевозчиков.
Эксперт подчеркнул, что российские перевозчики не против конкуренции как таковой, но настаивают на создании равных условий. Ключевыми предложениями стали внедрение действенной системы учёта, обеспечивающей контроль за соблюдением лимита на каботажные перевозки (не более трёх рейсов до выезда из РФ), и эффективный механизм взимания штрафов и платежей с иностранных перевозчиков.
От решения этих проблем в отношениях с партнёрами по ЕАЭС, по мнению Большакова, напрямую зависит и то, как сложится ситуация с китайскими перевозчиками, активность которых пока в основном затрагивает Дальний Восток и Сибирь.
Комментарий эксперта Кеплер