Новость
04.06.2025
Федеральное казначейство требует от судоходных компаний вернуть бюджетные субсидии
Федеральное казначейство направило ряду судоходных компаний требования о возврате бюджетных субсидий, выделенных в рамках программы утилизационных грантов, из-за нарушения правил получения господдержки.

Федеральное казначейство, подведомственное Минфину, направило ряду судоходных компаний требования о возврате бюджетных субсидий, выделенных в рамках программы утилизационных грантов. По данным четырёх источников «РБК» в судостроительной и судоходной отраслях, ведомство считает, что средства предоставили с нарушением правил — они были получены параллельно с другими мерами господдержки, что запрещено постановлением правительства №502.
Программа утилизационных грантов действует с 2017 года. Она позволяет судоходным компаниям при утилизации судов старше 30 лет получать из бюджета субсидию, покрывающую до 15% стоимости нового судна, если речь идёт о пассажирских судах. Также программа снижает затраты на строительство буксиров, земснарядов, сухогрузов и несамоходных грузовых судов. С 2017 по 2024 год на эти цели выделили более 3 млрд рублей, а в 2025–2026 годах финансирование увеличат до 2 млрд рублей ежегодно.
Однако в постановлении № 502 указано, что строительство нового судна должно вестись без привлечения других мер господдержки. Федеральное казначейство выявило, что некоторые компании получали субсидии одновременно с бюджетными инвестициями, направленными в лизинговые компании — ГТЛК и «Машпромлизинг» (входит в ОСК). Эти лизингодатели заказывали суда для тех же судоходных компаний.
«Нескольким судоходным компаниям, получившим гранты, направлены требования территориальных управлений Федерального казначейства с требованием вернуть полученные из бюджета деньги. В казначействе считают, что было нарушено условие о том, что строительство должно вестись без привлечения средств федерального бюджета», — пояснил один из источников.
Представители отрасли не согласны с претензиями. Источник, близкий к одной из судоходных компаний, утверждает, что бюджетные инвестиции в лизинговые компании нельзя приравнивать к субсидиям, поскольку они предоставляются на возвратной основе и не являются прямой господдержкой.
По данным «РБК», требования коснулись как минимум пяти компаний: «Московское речное пароходство», «Водоходъ. Пассажирский порт», «Волгатранс», «Волгасервис» и «Восточно-Сибирское речное пароходство». В «Волгасервисе» подтвердили, что получили 60 млн рублей на строительство круизного судна «Золотое кольцо», что покрыло 15% его стоимости. В компании заявили, что возврат субсидии увеличит срок окупаемости судна с 17 до 20 лет, а убытки придётся компенсировать за счёт роста цен на билеты.
Эксперты отмечают, что программа утилизационных грантов изначально была малоэффективной из-за жёстких условий. Олег Сутырин из SBS Consulting пояснил, что судовладельцы не могли совмещать гранты с льготным лизингом, что делало строительство новых судов в России экономически невыгодным.
Михаил Бурмистров из «INFOLine-Аналитики» добавил, что высокие ставки по кредитам делают рыночный лизинг недоступным, а текущая доходность судоходных компаний не позволяет им вернуть субсидии без серьёзных финансовых потерь.
В Минфине, Федеральном казначействе, Минпромторге, ОСК и ГТЛК отказались от комментариев. Вопрос сейчас обсуждается между Минпромторгом и казначейством, но итоги переговоров пока неизвестны.
Комментарий эксперта Кеплер