Новость
05.06.2025
На Дальнем Востоке планируют построить несколько нефтеперерабатывающих заводов
Два проекта — на Сахалине и в Хабаровском крае — могут значительно повлиять на топливное обеспечение региона, сократив зависимость от поставок из других регионов России.

На Дальнем Востоке планируют построить несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Сейчас в работе два проекта – на Сахалине, реализуемый «Газпромом», и в Хабаровском крае, где разработкой занимается Независимая нефтяная компания (ННК). Первый проект уже находится на этапе обоснования инвестиций, а решение по второму будет принято осенью. Эксперты отмечают, что запуск новых нефтеперерабатывающих мощностей способен значительно повлиять на топливное обеспечение региона, поскольку сейчас до 50% потребностей покрывается за счёт поставок из других регионов страны, сообщают «Известия».
По данным источника, близкого к проекту «Газпрома», рассматривалось около десяти вариантов переработки газового конденсата на этом предприятии с мощностью от 2,989 до 4,890 млн т в год. При этом эксперты, изначально участвовавшие в разработке, указывали на «плохую экономику проекта». Однако, как сообщил собеседник «Известий», в настоящее время процедура обоснования инвестиций (ОБИН) готовит «НИИгазэкономика».
Также ранее сообщалось о планах ННК по строительству второй очереди Хабаровского НПЗ мощностью до 10 млн т. На данный момент у существующего завода мощность составляет 5 млн т, поделился министр энергетики Хабаровского края Герман Тютюков, добавив, что проект находится на этапе разработки, а комментарии по этому поводу можно давать не раньше осени.
Создание новых перерабатывающих мощностей — обоснованное решение, учитывая значительный дефицит нефтепродуктов на Дальнем Востоке. Как отметил доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, при годовом потреблении около 6 млн т регион производит порядка 4 млн т. Таким образом, примерно 2 млн т нефтепродуктов ежегодно завозится из Сибири и центральных регионов России.
— Учитывая ограниченную пропускную способность железнодорожных магистралей, а также высокие тарифы РЖД, это приводит к перебоям поставок и к росту цен на нефтепродукты для населения. Кстати, именно Хабаровский край в конце мая нынешнего года стал рекордсменом в России по повышению стоимости бензина, — сообщил Андрианов.
По словам эксперта, в настоящее время Сахалинская область полностью зависит от поставок топлива с материка несмотря на то, что в регионе ведётся добыча нефти. Он также отметил, что, по имеющимся данным, новый завод сможет выпускать авиакеросин для обеспечения нужд региональной авиакомпании «Аврора».
Планы развития экономики Дальнего Востока в рамках общей стратегии «поворота на Восток» российской экономики требуют улучшения топливного обеспечения региона. В связи с этим создание новых перерабатывающих предприятий представляет собой крайне важную задачу. Кроме того, Андрианов подчеркнул, что увеличение мощностей региональной нефтепереработки может стимулировать реализацию добычных проектов на востоке страны.
В настоящее время на Дальнем Востоке функционируют только два крупных НПЗ завода — Комсомольский и Хабаровский. Согласно статистике за 2023 год, эти предприятия произвели всего 3% от общероссийского объёма бензина, то есть 1,2 млн т из 43,9 млн т, и 2% дизельного топлива, 2 млн т из 88,1 млн т. Основная часть топлива поставляется из других регионов, главным образом из Сибири.
Согласно информации Росстата, в период с 20 по 26 мая 2025 года рост цен на бензин наблюдался в 34 регионах страны, причём наиболее значительный — в Хабаровском крае (+1,4%). Средние цены составили 56,62 рубля за литр АИ-92, 61,87 рубля за АИ-95 и 71,35 рубля за дизельное топливо. Наиболее высокие цены были зафиксированы на Дальнем Востоке и в Якутии, где литр АИ-92 стоил 72,03 рубля, АИ-95 — 75,35 рубля, а дизтопливо — 92,84 рубля. При этом самые низкие цены в ДФО отмечались в Хабаровском крае, несмотря на рост цен: 60,14 рубля за АИ-92, 62,55 рубля за АИ-95 и 76,23 рубля за литр дизтоплива.
В прошлом году вице-премьер России Александр Новак заявлял об отсутствии планов по строительству новых НПЗ, включая восточные регионы страны. Он пояснял, что это связано с существующими избыточными мощностями и реализацией масштабной программы модернизации действующих НПЗ.
Согласно положениям Энергетической стратегии России, объёмы нефтепереработки в стране до 2050 года будут определяться возможностями эффективного экспорта при условии удовлетворения внутреннего спроса.
В документе указывается, что по целевому сценарию предполагается поддержание объёмов переработки на уровне не менее 283 млн т в год. В то же время инерционный сценарий предусматривает возможное сокращение экспортных возможностей и усиление мировой конкуренции, что может привести к снижению объёмов переработки до 272 млн т к 2036 году. При этом отмечается, что даже при таком сокращении модернизированные мощности полностью обеспечат потребности внутреннего рынка.
По данным Александра Новака, объём переработки в 2024 году составил 266,5 млн т.
— Развитие нефтегазоперерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке может позволить обеспечить регион высококачественным топливом, сократить логистические издержки при транспортировке топлива потребителям, обеспечить экспорт продукции с добавленной стоимостью, заместив экспорт сырья, — считает гендиректор аналитического независимого агентства «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.
Зампред наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев подчеркнул, что увеличение нефтеперерабатывающих мощностей в Хабаровском крае не только улучшит обеспечение топливом местного рынка, но и создаст дополнительные возможности для экспорта нефтепродуктов в страны Азиатского региона.
Валерий Андрианов считает, что для реализации подобных проектов необходимы специальные налоговые условия. Он привёл в пример проект ВНХК, который был заморожен из-за недостаточного объёма налоговых преференций. По мнению эксперта, при успешной реализации этого проекта Дальний Восток уже достиг бы топливной самодостаточности и даже мог бы экспортировать нефтепродукты.
Тамара Сафонова отметила, что в условиях высоких процентных ставок сроки окупаемости таких проектов значительно увеличиваются. Она подчеркнула, что без государственной поддержки, в том числе в виде инвестиционных субсидий, рентабельность проекта может оказаться отрицательной.
Напомним, в Госдуме предлагают ввести квотирование поставок бензина на внутренний рынок, а также увеличить долю продаж топлива на бирже с 13% до 20%, чтобы не допустить серьёзного роста цен на бензин в рознице.
Комментарий эксперта Кеплер