Новость
09.06.2025
Сегмент e-commerce увеличил складские площади в 7 раз за 5 лет
Аналитики NF Group отмечают значительный рост складских площадей, арендуемых крупнейшими онлайн-ритейлерами, в то время как традиционная розница демонстрирует более умеренные темпы роста.

Объём площадей, арендуемых крупнейшими онлайн-ритейлерами, за последние 5 лет увеличился в 7 раз, к такому выводу пришли аналитики NF Group.
Согласно данным, если в 2020 году сегмент e-commerce располагал лишь 1,27 млн кв. м складов, то к концу 2024 года этот показатель достиг 8,41 млн кв. м.
На фоне такого роста традиционная розница демонстрировала куда более умеренную динамику: офлайн-ретейлеры увеличили свои складские мощности всего на 15% — с 7,72 млн кв. м в 2020 году до 8,67 млн кв. м в 2024 году. В итоге изначальное шестикратное отставание онлайн-сегмента по объёму занимаемых складов практически ликвидировано, и два канала продаж впервые вышли на сопоставимые масштабы складской инфраструктуры.
Однако стремительный количественный рост онлайн-ритейла не привёл к аналогичному скачку в эффективности использования площадей. Несмотря на семикратное увеличение «складского парка», выручка на квадратный метр в e-commerce по итогам 2024 года (0,82 млн руб.) значительно уступает показателю офлайн-ретейла (1,39 млн руб.).
Скорректировав цифры на инфляцию за 5 лет (43%), аналитики NF Group констатируют: реальная выручка онлайн с 1 кв. м составляет лишь около 0,56 млн руб. против 0,97 млн руб. у офлайна. Это означает, что для генерации того же объёма продаж онлайн-ритейлерам сегодня требуется площадь, сопоставимая с показателями 2020 года, — эффективность «квадратного метра» в сегменте за пятилетие существенно не изменилась.
Эксперты NF Group видят корни этой диспропорции в фундаментальных отличиях бизнес-моделей. Традиционная розница использует торговые залы не только для продаж, но и частично под хранение, снижая нагрузку на логистические центры, поясняют аналитики. При этом онлайн-ритейл полностью «завязан на склад»: там сконцентрированы все ключевые операции — от хранения и комплектации до упаковки и отгрузки. Дополнительным фактором давления на площади является и значительно более высокий уровень возвратов в e-commerce. Как следствие, даже при равных объёмах реализации, онлайн-торговле объективно требуется значительно больший складской ресурс.
«Стремительный рост складских площадей в сегменте e-commerce — это отражение смены логистической парадигмы. За эти годы онлайн-торговля стала ключевым игроком в структуре спроса, при этом розничный ритейл также сохраняет устойчивые позиции. Мы наблюдаем не конкуренцию, а перераспределение ролей — с разной логикой использования складской недвижимости. Впереди перестраиваться под более гибкий и фрагментированный спрос. Это повлияет как на проектные подходы, так и на географию размещения объектов. Новые склады будут всё чаще ориентированы на специфику форматов и логистических моделей конкретных бизнесов», — прокомментировал партнёр NF Group Константин Фомиченко.
Напомним, что в 2026 году рынок коммерческой недвижимости РФ может пережить потрясения, которые повторят текущий кризис в секторе грузовых автоперевозок, допустила Маргарита Табунова, директор по транспорту FM Logistic в России, выступая на Logistika Expo. Тревожные параллели прослеживаются в цикличности обоих рынков: период острого дефицита мощностей сменяется их резким переизбытком.
Комментарий эксперта Кеплер