Новость

Новость

Новости / Более 30% дорожных камер на российских трассах устарели и неэффективны
logirus.ru

09.06.2025

Более 30% дорожных камер на российских трассах устарели и неэффективны

Национальный автомобильный союз (НАС) заявил, что устаревшие дорожные камеры не фиксируют многие нарушения ПДД и ставят под угрозу план Минфина по увеличению сборов от штрафов.

Более 30% дорожных камер на российских трассах являются устаревшими и неэффективными. Такую оценку Национальный автомобильный союз (НАС) представил в письме председателю правительства Михаилу Мишустину, пишет «РБК».

Согласно данным НАС, половина из существующих комплексов фото- и видеофиксации ДТП эксплуатируется на протяжении 5–7 лет, а вторая половина — свыше этого срока, что значительно снижает их функциональность.

— Старые камеры не фиксируют, пристёгнут ли человек, использует ли он телефон за рулём, проход пешехода в неположенном месте и др. Фиксируются, по его словам, в основном превышение скорости и нарушение разметки, — пояснил вице-президент НАС Антон Шапарин.

По словам эксперта, также существует проблема избирательности фиксации, которая вызывает недовольство водителей. Так, из-за частых пропусков автомобилей и низкого качества доказательной базы нарушители ПДД остаются безнаказанными, в то время как аварийность растёт.

Представители НАС считают, что устаревшая инфраструктура ставит под угрозу и план Министерства финансов по увеличению сборов от штрафов за нарушение ПДД в 8 раз — до 52,8 млрд рублей, особенно на фоне недавнего роста штрафов за скорость и изменения системы льгот.

Региональная статистика подтверждает масштаб проблемы. По данным системы «Аршин», в Краснодарском крае из 2,2 тыс. комплексов 920 имеют возраст 5–6 лет, а 815 — старше 7 лет. В Столичном регионе 1,2 тыс. из 1,8 тыс. камер эксплуатируются более 7 лет. Аналогичная картина наблюдается в Ленинградской области, Башкортостане и Татарстане. При этом автоматические комплексы формируют 93% всех постановлений о нарушениях ПДД, а общая сумма штрафов в 2024 году превысила 176 млрд рублей.

— Сегодня стандарты и ожидания от дорожных камер переориентировались в более сложные сценарии. Многие камеры из текущего парка не рассчитаны на непрерывную обработку видеопотока в реальном времени и не способны работать с современными алгоритмами. Поэтому просто «перепрошить» их нельзя — нужна замена всего оборудования, — подчеркнул гендиректор Ivideon Заур Абуталимов.

Согласен с коллегой и исполнительный директор ассоциации «ОКО» Эльдар Тузмухаметов, объясняя, что «перепрошивка» не решит проблему, поскольку дело именно в разрешении и светочувствительности матрицы, мощности вычислительного модуля.

Современные комплексы способны фиксировать более 60 типов нарушений против 10–15 у старых аналогов и обладают меньшей погрешностью.

Проблема усугубляется высокой стоимостью новых решений. Если устаревшие камеры стоят 600–900 тыс. рублей, то современные системы с видеоаналитикой обходятся в 2–5 млн рублей без установки.

Санкционные ограничения на импорт высокотехнологичных компонентов, таких как видеокарты Nvidia, дополнительно осложняют массовое внедрение.

— Камеры видеофиксации превратились в цербера, собирающего дань в бюджет, и никак не влияют на безопасность движения, — заявил доктор технических наук Виталий Гаевский, указав, что более 30% выписываемых штрафов могут быть неправомочны из-за технических ошибок распознавания.

НАС в своём письме призвал правительство провести федеральный аудит парка камер, запретить новые контракты на оборудование старше 6 лет и стимулировать списание неэффективных комплексов. Союз также предложил заключать новые контракты только на современное оборудование или использовать концессионные модели, не требующие прямых бюджетных затрат.

Напомним, что согласно данным МВД, по итогам 2024 года количество штрафов ГИБДД, вынесенных с помощью дорожных камер, выросло на 7,2% год к году — до 237 млн штук. Однако темпы по сравнению с 2019–2023 годами упали: в предыдущие годы динамика была выше и варьировалась от 10% до 20%.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!