Новость

Новость

Новости / Финансирование на услуги в рамках гражданского госзаказа на беспилотники ниже ожиданий отрасли
logirus.ru

10.06.2025

Финансирование на услуги в рамках гражданского госзаказа на беспилотники ниже ожиданий отрасли

По информации участников и экспертов рынка, это приводит к простаиванию закупаемой техники из-за отсутствия у заказчиков средств на полёты, обучение персонала и сертификацию эксплуатантов.

Финансирование на услуги в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на беспилотники второй год подряд окажется ниже ожиданий отрасли, стало известно «Коммерсанту». По информации участников и экспертов рынка, это приводит к простаиванию закупаемой техники из-за отсутствия у заказчиков средств на полёты, обучение персонала и сертификацию эксплуатантов. В Минпромторге намерены предусмотреть бюджет на эти цели к 2026 году, однако подчёркивают, что развитию ГГЗ мешают региональные ограничения на полёты.

Согласно плану поставок в 2025 году в рамках ГГЗ на гражданские дроны не заложено финансирование на услуги для заказчиков – документ предусматривает лишь приобретение техники на 1 млрд руб.

В текущем году по ГГЗ беспилотные авиасистемы (БАС) будут направлены восьми министерствам и подведомственным организациям (Минприроды, Минсельхоз, Роснедра, Росреестр и др.), а также региональным властям и вузам в 65 субъектах Российской Федерации. Среди восьми производителей основная доля поставок принадлежит компании «Геоскан».

Как не раз подчёркивали собеседники «Ъ» в отрасли, нехватка финансирования на услуги приводит к простаиванию техники в регионах и снижает интерес к применению БАС, что негативно сказывается на экономике как производителей, так и компаний, закупающих оборудование для оказания услуг.

По оценкам, представленным на форуме HeliRussia в мае гендиректором ООО БАС (оператор ГТЛК) Алексеем Варятченко, парк которого превышает 300 беспилотников, в 2024 году объём рынка услуг с использованием БАС составил 6 млрд руб., включая 2,5 млрд руб. в рамках ГГЗ. Однако фактический объём заключённых контрактов, по его словам, оказался ниже – всего 2 млрд руб., из которых 1,5 млрд пришлось на коммерческие заказы.

– Гражданский заказ у нас был реализован только в части поставки дронов, никакие услуги по ГГЗ масштабно заказаны не были, а из-за сложной экономической обстановки отменился ряд коммерческих контрактов, – заявил топ-менеджер, добавив, что высокая стоимость и низкое качество отечественных дронов по сравнению с зарубежными моделями также оказывают сдерживающее влияние на отрасль.

Как сообщил Алексей Варятченко, ООО БАС совместно с ГТЛК (основной поставщик по ГГЗ) и Минпромторгом разрабатывает около сотни сценариев применения дронов для государственных нужд. Эти сценарии будут учитывать как стоимость, так и специфику работ в различных отраслях – сельском и лесном хозяйстве, строительстве, мониторинге нефтегазовой отрасли и других.

В Минпромторге подтвердили «Ъ», что переориентация ГГЗ начнётся к 2026 году, отметив, что в ходе бюджетного процесса будет представлен обновлённый план с акцентом на сервисные решения.

Пока услуги не включены в заказ, поскольку для этого необходимо набрать требуемое количество лётных часов, а поставки БАС по заказу 2024 года осуществлялись лишь в четвёртом квартале. В ведомстве отметили, что продолжают работу по подготовке предложений по изменению законодательства.

В ГТЛК заявили, что поддерживают идею переформатирования гражданского госзаказа с акцентом на услуги, которые «должны стать ключевым ориентиром для производителей». В компании также отмечают «большой спрос на продление программы льготного лизинга», что позволит операторам приобретать дорогостоящие тяжёлые беспилотники и активнее внедрять их в гражданский сектор экономики.

Первый заместитель генерального директора «Аэромакс» Антон Никифоров обратил внимание, что текущие параметры нацпроекта не отражают реальное состояние рынка. По его словам, дроны, закупленные по ГГЗ 2024 года, фактически не используются и хранятся на складах.

На практике цена лётного часа варьируется в зависимости от объёма работ и условий контрактов. В 2024 году компания «ФИНКО», производящая БАС, подписала соглашение с «Авиалесоохраной» на использование беспилотника Supercam S350 в Амурской области по цене 74 тыс. руб. за час работы.

Эксплуатация беспилотников становится более затратной в случае использования аэрологистический дрон, который требует значительного количества обслуживающего персонала и специальной инфраструктуры для взлёта и посадки, отмечает основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов.

Кроме того, по словам Данилова, существует проблема с доступом к инфраструктуре – владельцы аэродромов и объектов, предназначенных для пилотируемой авиации, часто не готовы предоставлять их для беспилотников, стремясь избежать дополнительных рисков.

По мнению генерального директора «Русдронопорта» и эксперта рынка НТИ «Аэронет» Николая Ряшина, помимо лесного хозяйства пилотируемая авиация сохранит преимущество по стоимости при доставке грузов.

Коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев дополняет, что стоимость эксплуатации дронов может неоправданно возрастать из-за неправильного выбора оборудования, недостаточной квалификации заказчиков и отсутствия должного обучения.

Глава ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев обращает внимание на ключевую проблему «замороженного госзаказа»: закуплено «железо», но не предусмотрено финансирование на его эксплуатацию и сертификацию эксплуатантов.

Напомним, в Благовещенске Амурской области планируется создать международный транспортный хаб беспилотных летательных аппаратов для экспресс-доставки грузов дронами в Китай.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!