Новость
16.06.2025
РЖД разъяснили порядок определения ёмкости путей необщего пользования
Холдинг РЖД ввёл дополнительные разъяснения по определению ёмкости железнодорожных путей необщего пользования для регулирования приписки новых вагонов. Это связано с необходимостью оптимизации использования подвижного состава и сокращения профицитного парка.

РЖД дополнительно разъяснили порядок определения ёмкости путей необщего пользования – к ним относятся железнодорожные ветки промышленных предприятий – чтобы регулировать приписку новых вагонов. Соответствующая телеграмма заместителей гендиректора холдинга Михаила Глазкова и Дмитрия Мурева направлена в филиалы возглавляемых ими Дирекции управления движением и Центра фирменного транспортного обслуживания.
Приписка вагонов позволяет собственникам обеспечивать их рациональное использование на железнодорожной инфраструктуре. Она определяет, куда может вернуться вагон, не задействованный в перевозках, и где его можно разместить на длительный срок, чтобы он не мешал движению. С октября 2024 года РЖД сокращают профицитный парк: сейчас на «длительном отстое» находятся 194 тыс. вагонов.
Согласно разъяснениям холдинга, для приписки вагонов нельзя использовать пути, занятые под погрузку, выгрузку, промывку или ремонт – учитываются только резервные и тупиковые маршруты. Иначе выпуск подвижного состава на «рабочие» пути может нарушить перевозочный процесс.
Участники рынка видят в этом ограничение для новых вагонов. «Ёмкость сократилась в два раза точно, поэтому путей для приписки осталось критически мало», – говорит Денис Семенкин, зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава.
Источник «РБК» в крупной операторской компании называет ситуацию с припиской «крайне сложной»: «Приписку к путям общего пользования в РЖД запретили, а на путях необщего пользования получить её непросто. Компания проверяет фактическое количество приписанных вагонов и требует оформлять договор на отстой, объясняя это возможной эвакуацией невостребованного парка».
Александр Поликарпов из Rollingstock Agency связывает текущие меры с событиями осени 2024 года, когда РЖД ограничили приписку новых вагонов на станциях заводов-производителей. Тогда вагоностроители жаловались на проблему первому вице-премьеру Денису Мантурову.
Семенкин прогнозирует, что стоимость приписки может вырасти до 300–400 тыс. руб. за вагон против прежних 5 тыс. руб.
Поликарпов считает, что оценка вместимости путей – часть создания «новой системы», которая определит потенциальные мощности для приписки. Далее последует сверка данных и возможный запрет регистрации вагонов на заполненные станции.
Производство вагонов уже снижается: по итогам 2025 года оно составит около 55 тыс. единиц против 74,9 тыс. в 2024-м. Среди причин – падение грузоперевозок, высокая ставка ЦБ и низкие объёмы списания.
В «Объединении вагоностроителей» ранее предупреждали о рисках остановки заводов из-за профицита парка, ограничений пропускной способности и высокой ставки ЦБ.
Комментарий эксперта Кеплер