Новость

Новость

Новости / РЖД разъяснили порядок определения ёмкости путей необщего пользования
logirus.ru

16.06.2025

РЖД разъяснили порядок определения ёмкости путей необщего пользования

Холдинг РЖД ввёл дополнительные разъяснения по определению ёмкости железнодорожных путей необщего пользования для регулирования приписки новых вагонов. Это связано с необходимостью оптимизации использования подвижного состава и сокращения профицитного парка.

РЖД дополнительно разъяснили порядок определения ёмкости путей необщего пользования – к ним относятся железнодорожные ветки промышленных предприятий – чтобы регулировать приписку новых вагонов. Соответствующая телеграмма заместителей гендиректора холдинга Михаила Глазкова и Дмитрия Мурева направлена в филиалы возглавляемых ими Дирекции управления движением и Центра фирменного транспортного обслуживания.

Приписка вагонов позволяет собственникам обеспечивать их рациональное использование на железнодорожной инфраструктуре. Она определяет, куда может вернуться вагон, не задействованный в перевозках, и где его можно разместить на длительный срок, чтобы он не мешал движению. С октября 2024 года РЖД сокращают профицитный парк: сейчас на «длительном отстое» находятся 194 тыс. вагонов.

Согласно разъяснениям холдинга, для приписки вагонов нельзя использовать пути, занятые под погрузку, выгрузку, промывку или ремонт – учитываются только резервные и тупиковые маршруты. Иначе выпуск подвижного состава на «рабочие» пути может нарушить перевозочный процесс.

Участники рынка видят в этом ограничение для новых вагонов. «Ёмкость сократилась в два раза точно, поэтому путей для приписки осталось критически мало», – говорит Денис Семенкин, зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава.

Источник «РБК» в крупной операторской компании называет ситуацию с припиской «крайне сложной»: «Приписку к путям общего пользования в РЖД запретили, а на путях необщего пользования получить её непросто. Компания проверяет фактическое количество приписанных вагонов и требует оформлять договор на отстой, объясняя это возможной эвакуацией невостребованного парка».

Александр Поликарпов из Rollingstock Agency связывает текущие меры с событиями осени 2024 года, когда РЖД ограничили приписку новых вагонов на станциях заводов-производителей. Тогда вагоностроители жаловались на проблему первому вице-премьеру Денису Мантурову.

Семенкин прогнозирует, что стоимость приписки может вырасти до 300–400 тыс. руб. за вагон против прежних 5 тыс. руб.

Поликарпов считает, что оценка вместимости путей – часть создания «новой системы», которая определит потенциальные мощности для приписки. Далее последует сверка данных и возможный запрет регистрации вагонов на заполненные станции.

Производство вагонов уже снижается: по итогам 2025 года оно составит около 55 тыс. единиц против 74,9 тыс. в 2024-м. Среди причин – падение грузоперевозок, высокая ставка ЦБ и низкие объёмы списания.

В «Объединении вагоностроителей» ранее предупреждали о рисках остановки заводов из-за профицита парка, ограничений пропускной способности и высокой ставки ЦБ.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!