Новость

Новость

Новости / Изменение оборота грузового вагона на сети РЖД
logirus.ru

17.06.2025

Изменение оборота грузового вагона на сети РЖД

Оборот грузового вагона на сети Российских железных дорог за январь-май 2025 года увеличился на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперт НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов связывает это с изменениями в учётной политике РЖД.

Средний оборот грузового вагона на сети Российских железных дорог за январь — май 2025 года составил 22,1 суток, что на 10,5% больше, чем за аналогичный период 2024 года (20,1 суток). Наибольший рост пришёлся на время нахождения вагонов под грузовыми операциями — этот показатель ухудшился на 10,5%, сообщил в своём Telegram-канале эксперт НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Фарид Хусаинов.

Эксперт считает, что такая динамика напрямую связана с изменениями в учётной политике РЖД. С января 2025 года компания перестала принимать на сеть вагоны с путей необщего пользования, которые ранее учитывались в статистике как находящиеся под грузовыми операциями. Альтернативным решением стало перемещение части вагонов, которые РЖД считало излишними, в отстой.

Хусаинов поясняет, что в структуре оборота вагона время движения составляет лишь 14–17%, тогда как остальное — это различные виды простоев. При искусственном сокращении одного элемента, например, времени в движении, за счёт перераспределения вагонов, высвобожденные часы просто переходят в другие категории, например, в простой под грузовыми операциями. В результате общий оборот вагона не ускоряется, а лишь меняется структура его элементов, пояснил эксперт.

«Таким образом, меры РЖД по невыпуску на сеть части вагонов и перестановки их в отстой, прямо в соответствии с теорией эксплуатационной работы, привели к ухудшению показателя оборот вагона и к снижению погрузки почти по всем грузам», — резюмировал Фарид Хусаинов.

Погрузка на сети РЖД в мае 2025 года составила 94,6 млн тонн, что на 9,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Основные потери в объёмах связаны с внутрироссийскими перевозками строительных грузов (на 19,4% меньше), уменьшением отгрузки нефтяных грузов (на 8,9%) из-за плановых ремонтов на ряде НПЗ, сокращением погрузки чёрных металлов (на 29,1%) и металлолома (на 40%). При этом отправка грузов по самому востребованному направлению, в адрес портов Дальнего Востока, в мае выросла на 1,3%, в том числе каменного угля — на 2,7%.

Напомним, как отмечал ранее президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, рост скорости не означает реального улучшения работы сети. Например, платная услуга движения по расписанию, которая должна гарантировать точное время отправления и прибытия, в 2025 году выполняется лишь в 75% случаев, то есть каждый четвёртый вагон опаздывает.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!