Новость
23.06.2025
РЖД переносят сроки строительства третьей очереди Восточного полигона
Из-за сокращения инвестиционной программы РЖД переносят сроки строительства третьей очереди Восточного полигона на один-два года.

РЖД переносят сроки строительства третьей очереди Восточного полигона на один-два года, сообщает «РБК» со ссылкой на заместителя гендиректора монополии Андрея Макарова.
Ранее РЖД планировала начать работы в начале этого года (согласно предыдущим планам – в 2024 году), однако сокращение инвестпрограммы, включая уменьшение финансирования на развитие провозной способности БАМа, Транссиба и Красноярской железной дороги до 110 млрд руб. против 400 млрд руб. в предыдущем году, уже указывало на корректировку сроков следующего этапа реконструкции, сообщили «РБК».
Как отметил господин Макаров, общий объём инвестпрограммы в этом году уменьшился до 880 млрд руб. по сравнению с 1,6 трлн руб. в 2024 году. Хотя в конце прошлого года совет директоров РЖД утвердил её на уровне 890,9 млрд руб. В частности, расходы на строительство упали более чем на 400 млрд руб., составив «чуть больше» 300 млрд руб., а лимит финансирования по ряду инфраструктурных проектов уже полностью использован. Привлечь заёмные средства компания не может из-за правительственных ограничений на размер долговой нагрузки.
– Мы не останавливаем работу практически ни на одном объекте, но если говорить о транспортных коридорах, то «Север – Юг» – это Азово-Черноморский бассейн – в прошлом году мы выполнили там работ на 40 млрд руб.: это в первую очередь большой проект обхода Саратова и подходы к портам Новороссийска, Тамани. В этом году лимит составляет 9 млрд руб., в принципе, я думаю, июлем месяцем мы его полностью заканчиваем вырабатывать. Аналогичная ситуация у нас по северо-западу – тоже с 17 млрд до 4 млрд руб. мы опустились, в принципе тоже уже июнем-июлем практически заканчиваем все работы, которые у нас теперь запланированы в этом году, – поделился Макаров.
Макаров выразил опасения, что для компаний-партнёров РЖД, задействованных в этих проектах, второе полугодие может оказаться критическим. В качестве примера он привёл ситуацию со строительством Восточного полигона, где из первоначальных 36 тыс. рабочих в текущем году осталось чуть более 10 тыс. человек.
Одновременно РЖД сокращают объёмы грузоперевозок, включая высокодоходные, на которых компания планировала сделать акцент в этом году.
В результате было решено сохранить подобные договорённости исключительно с Кузбассом в объёме 54,1 млн т. Уже в январе 2025 года РЖД зафиксировали увеличение экспорта неугольных грузов на 14,3%. В настоящее время лимит на развитие Красноярской железной дороги «выработан полностью». Макаров сообщил, что подрядчики завершили все работы ещё в мае из-за многократного сокращения лимита. По его словам, работы на проектах БАМа планируется завершить к сентябрю-октябрю текущего года.
За январь — май 2025 года объём погрузки в РЖД сократился на 7,3%, составив 465,2 млн т. Основной вклад в отрицательную динамику внесли снижение перевозок строительных материалов, металлургических и нефтяных грузов.
Напомним, ранее руководство порта Восточный в Находке обратилось к президенту России Владимиру Путину с просьбой обеспечить загрузку терминала углём в 2025 году на уровне 35 млн тонн, что на 40% выше, чем по итогам 2024 года, т. к. порт загружен менее чем на половину, пишет «РБК» со ссылкой на декабрьское обращение управляющего директора АО «Восточный порт» Вадима Байбака.
Комментарий эксперта Кеплер