Новость

Новость

Новости / Оптовые цены на бензин в России продолжают уверенный рост
logirus.ru

25.06.2025

Оптовые цены на бензин в России продолжают уверенный рост

С 6 июня котировки АИ-92 выросли на 10,8%, достигнув максимума с осени 2023 года, а АИ-95 прибавил 9,7%.

Оптовые цены на бензин в России продолжают уверенный рост. С 6 июня котировки АИ-92 выросли на 10,8%, достигнув максимума с осени 2023 года, а АИ-95 прибавил 9,7%. Рынок объясняет эту динамику временным дисбалансом из-за снижения предложения в связи с ремонтами НПЗ и увеличения спроса, а также опасениями роста нефтяных цен на фоне ситуации с Ираном. Отраслевые эксперты считают, что в случае необходимости власти скорректируют поставки в ручном режиме, а дальнейший рост цен сдержат демпферные ограничения, сообщает «Коммерсантъ».

На Санкт-Петербургской бирже 23 июня котировки АИ-92 поднялись на 0,46% до 64,46 тыс. руб. за тонну, что стало максимальным значением с сентября 2023 года, когда цены превышали 70 тыс. руб. Рост оптовой стоимости АИ-92 продолжается с 6 июня, составив за этот период 10,8%.

Цены на АИ-95 в понедельник увеличились на 0,22%, достигнув 67,26 тыс. руб. за тонну, и показывают рост уже две с половиной недели (9,7%). Этот сорт бензина не стоил так дорого с сентября 2024 года. При этом дизельное топливо с 17 июня демонстрирует снижение цены на 3,1%, опустившись до 57,9 тыс. руб. за тонну.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не зафиксировала существенного роста розничных цен на АЗС, превышающего инфляцию, как сообщил 21 июня глава ведомства Максим Шаскольский, подчеркнув достаточность объёмов топлива. Согласно данным Росстата, средние цены на бензин в России с 9 по 16 июня повысились на 0,1%, достигнув 60 руб. за литр.

Участники рынка отмечают, что в последние недели оптовые цены на бензины растут из-за повышенного спроса и сокращения предложения, вызванного плановыми ремонтами на НПЗ. По биржевой информации, за прошлую неделю объёмы реализации АИ-92 снизились на 3,2%, а продажи АИ-95 упали на 8,6%.

Одновременно с начала года наблюдается рост экспорта бензина: по данным Reuters, с января по май поставки за рубеж выросли на 25% год к году, составив около 2,5 млн тонн. Этот рост объясняется эффектом низкой базы из-за топливного эмбарго 2024 года и внеплановыми ремонтами на НПЗ в первом квартале прошлого года, включая аварию на установке каталитического крекинга Нижегородского НПЗ ЛУКОЙЛа. В настоящее время экспорт бензина разрешён только крупным НПЗ до 31 августа, но вице-премьер Александр Новак допускает продление этого срока на сентябрь — октябрь.

— Первый фактор — сезонный рост спроса, который, впрочем, даже слабее, чем ожидалось. Второй — начало остановочных работ на заводах, — прокомментировал ситуацию управляющий партнёр NEFT Reseach Сергей Фролов.

Фролов уточняет, что в ремонт вошли Астраханский ГПЗ и Сургутский ЗСК «Газпрома». По его словам, остановка предприятий, с одной стороны, сокращает предложение бензина на бирже, а с другой — компании, владеющие этими заводами, начинают активнее закупать биржевые объёмы для снабжения своих сетей АЗС. Таким образом, простои НПЗ одновременно уменьшают предложение и увеличивают спрос на бирже.

Как отмечает эксперт, ценовые колебания на бирже из-за остановок НПЗ связаны с недостаточным запасом прочности на бензиновом рынке. При этом на рынок дизельного топлива эти простои почти не влияют, поскольку производство в стране вдвое превышает внутренний спрос, поясняет он. По мнению господина Фролова, сложности носят временный характер.

Управляющий партнёр трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко объясняет рост цен на оптовом топливном рынке опасениями резкого подорожания нефти из-за эскалации ситуации вокруг Ирана. В то же время, по его словам, внутренний рынок остаётся относительно защищённым и насыщенным. Без скачка нефти до $120 за баррель цены должны стабилизироваться либо по экономическим причинам, либо после вмешательства властей, считает Дьяченко. Ещё одним сдерживающим фактором для роста котировок на бензин АИ-92 может стать приближение средней оптовой цены к уровню, при котором демпфер для нефтекомпаний обнуляется. Сейчас этот порог установлен на отметке 66,495 тыс. руб. за тонну.

Напомним, стоимость дизельного топлива на бирже постепенно увеличивается после снижения, наблюдавшегося в середине мая 2025 года. По мнению участников рынка, текущий рост сдерживается избытком дизтоплива внутри страны, вызванным сокращением экспортных поставок и ухудшением экономических показателей продаж данного нефтепродукта.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!