Новость

Новость

Новости / Рост числа франчайзинговых сетей в России
logirus.ru

27.06.2025

Рост числа франчайзинговых сетей в России

С мая 2024 по май 2025 года сети участников рейтинга Forbes самых выгодных франшиз в России увеличились на 41 439 новых точек. Основной вклад в этот рост внесли пункты выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов.

С мая 2024 по май 2025 года сети участников рейтинга Forbes самых выгодных франшиз в России увеличились на 41 439 новых точек. Основной вклад в этот рост внесли пункты выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов, отмечают аналитики Franshiza.ru. Лидером по динамике стал Wildberries, который за год добавил 17 200 новых точек, обогнав Ozon с показателем в 15 990 ПВЗ. Ранее Ozon несколько лет подряд возглавлял рейтинг Forbes по приросту франчайзинговых сетей.

Рост числа пунктов выдачи маркетплейсов сейчас обеспечивают в основном действующие партнёры, а не новички, пояснила Forbes руководитель Franshiza.ru Анна Рождественская. В 2023 году доля партнёров с двумя и более точками у Ozon составляла 35%, у Wildberries – 34%, но уже к 2024 году эти показатели выросли до 70% и 66% соответственно.

«Иногда партнёры маркетплейсов открывают новые ПВЗ неподалёку от уже работающих просто для того, чтобы там не закрепились конкуренты, даже если новые точки оказываются нерентабельными», – отмечает Рождественская.

При этом привлекательность франшиз ПВЗ снижается. Если раньше в Москве можно было открыть пункт выдачи за 300 000 рублей, как обещают некоторые маркетплейсы, то сейчас стартовые вложения достигают 500 000–600 000 рублей, говорит Дмитрий Ролько, исполнительный директор TopFranchise.ru. По его словам, спрос на такие франшизы падает, отчасти из-за негативного новостного фона – сообщений о штрафах и новых требованиях к партнёрам со стороны маркетплейсов.

Несмотря на это, общий оборот рынка франчайзинга в 2024 году вырос на 17%, достигнув 3,7 трлн рублей, подсчитали в Franshiza.ru. Год также стал рекордным по количеству новых франшиз: на российский рынок вышло 500 проектов против 320 в 2023 году. Однако эксперты отмечают, что динамика в сегменте ПВЗ может замедлиться, если маркетплейсы не скорректируют условия сотрудничества с партнёрами.

Напомним, в 2024 году для ускорения масштабирования «Яндекс Лавка» начала открывать в регионах дарксторы по франшизе.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!