Новость
02.07.2025
Проблемы технического флота РФ
Значительная часть технического флота РФ простаивает без работы, возникают проблемы с кадрами и проектированием судов для арктической зоны.

Значительная часть существующего технического флота РФ – дноуглубительных и сервисных судов, используемых для освоения нефтегазовых месторождений и добычи нерудных материалов – простаивает без работы, но формально не списана. В речном сегменте таких судов около 50%, в морском – порядка 20%. Многие из них годами не выходят в рейсы, постепенно приходя в негодность. Об этой проблеме на конференции «СудостроениеRU» рассказал генеральный директор РЦПКБ «Стапель» Николай Тыртышный.
Особую остроту приобретает и кадровый вопрос, добавил эксперт. Дело в том, что подготовка специалистов для работы на техническом флоте сегодня сосредоточена фактически только в Котласе (Архангельская область), что создаёт дефицит квалифицированных экипажей. Ещё более сложная ситуация складывается с судами для арктической зоны. Ранее проекты такого флота разрабатывались при участии западных партнёров, но теперь этот канал сотрудничества закрыт.
Теоретически, по словам Тыртышного, быстро спроектировать новые суда возможно, но их эксплуатация остаётся под вопросом из-за нехватки подготовленных экипажей. Частично проблему можно решить за счёт привлечения китайских специалистов или флота коммерческих структур. Однако в текущих условиях единственным вариантом остаётся приобретение судов – как новых, так и б/у – за рубежом любыми доступными способами.
В перспективе, считает эксперт, технический флот для государственных нужд будет строиться в России, несмотря на высокую стоимость. Коммерческий сегмент, за исключением маломерных судов, продолжат закупать за границей, в первую очередь в Китае, резюмировал Николай Тыртышный.
Напомним, Объединённая судостроительная корпорация приступила к созданию унифицированной платформы для строительства танкеров, сухогрузов и контейнеровозов. Идея заключается в том, чтобы сократить время и затраты на проектирование, закупки и строительство. По предварительным оценкам ОСК, унификация позволит ускорить процесс на 20–30% и снизить издержки в той же пропорции.
Комментарий эксперта Кеплер