Новость
10.07.2025
Перевозчики столкнулись с трёхкратным увеличением сроков оплаты услуг
Транспортные компании испытывают трудности из-за значительного увеличения сроков оплаты услуг клиентами, что приводит к кассовым разрывам и усложняет привлечение займов.

Транспортные компании столкнулись с трёхкратным увеличением сроков оплаты услуг по сравнению с прошлым годом. Чтобы избежать кассовых разрывов, перевозчики привлекают займы, однако повышение ключевой ставки и ужесточение факторинга усложнило этот процесс. В результате оборачиваемость денежных средств у многих участников рынка выросла вдвое.
Средний период отсрочки платежей, которую клиенты запрашивают у перевозчиков по договорам транспортных услуг, за январь — май увеличился в три раза год к году — до 30 банковских дней, рассказывает президент ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов.
Более 98% договоров грузовых перевозок в России оформляется по предоплате, добавляет генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев. Максимальную отсрочку платежа, как правило, запрашивают крупные производители и ритейлеры.
Поставщикам торговых сетей и маркетплейсов отсрочка помогает соблюдать сроки доставок и снижать количество расхождений при авизации — сверке товара в базе данных с его фактическим наличием на складах и полках, поясняет заместитель генерального директора ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий.
При этом в компании также наблюдают увеличение средних сроков оплаты среди крупных клиентов с оборотом свыше 500 млн рублей в год.
«Чем выше выручка, тем обычно сильнее расходная нагрузка компаний. Часто из-за договорных обязательств такие заказчики вынуждены работать с подрядчиками по отсрочке платежа», — уточняет Александр Зарецкий.
По словам директора компании «Никотранс» Дмитрия Шляхова, с начала года клиенты всё чаще нарушают условия договоров, оплачивая перевозку с задержкой или и вовсе уклоняясь от проведения платежей. «Только за I квартал мы подготовили больше претензий по просроченным платежам, чем за весь 2024-й год», — говорит он.
Участники рынка отмечают, что рост отсрочек платежей также во многом связан с длительной процедурой обмена бумажными транспортными документами, подтверждающими оказание услуг: стандартный процесс занимает 7–10 дней, а при необходимости внесения исправлений может растянуться на месяц и более.
Правда, эту проблему должен решить обязательный переход на электронные транспортные накладные, который, в соответствии с принятым законом, запланирован на 1 сентября 2026 года.
Чтобы снизить риск кассовых разрывов, компании корректируют клиентский портфель в пользу заказчиков с долгосрочными контрактами, регулярно оплачивающих перевозки по фиксированному графику, отмечает Дмитрий Иевлев.
Иногда перевозчики привлекают займы для пополнения оборотных средств. Согласно данным ГК «ГЛТ», текущие ставки по таким кредитам составляют 24–25% годовых на срок 1–3 года — конкретные условия зависят от параметров кредитования.
Фактически же ежемесячная банковская комиссия достигает в среднем 2,5–3% от общей суммы, тогда как год назад она не превышала 1,5–2%, уточняет Дмитрий Шляхов.
При этом он подчёркивает, что на данный момент перевозчики не могут покрывать банковские проценты за счёт маржинальности, так как тарифы на услуги существенно снизились: индекс ATI.su, отражающий уровень ставок, упал на 6,5% в годовом выражении, составив 1 581 пункт на 25 июня.
Кроме того, добавляет Дмитрий Шляхов, банки ужесточили требования к заёмщикам: в качестве залога теперь чаще выступает имущество не только компании, но и собственников.
В этих условиях растёт популярность факторинга — продажи дебиторской задолженности третьим лицам. «Такая модель подходит перевозчикам с подтверждённой платёжеспособностью, в том числе без просроченных кредитных и лизинговых платежей», — поясняет руководитель «ГПР-Логистика» Николай Кочнев.
Он отмечает, что сложности с кредитованием вынуждают перевозчиков наращивать оборотные средства за счёт демпинга тарифов и продажи техники по заниженным ценам — в среднем, за треть от первоначальной стоимости.
«Увеличение срока оплаты уже стало причиной повышения оборачиваемости денежных средств многих перевозчиков в два раза — до 40 дней. В условиях сниженных объёмов и тарифов на рынке это может привести к ещё большим сложностям при выплате зарплат, лизинговых, кредитных и других платежей, а также к новой волне банкротств уже в III квартале 2025 года», — заключает Вадим Филатов.
Комментарий эксперта Кеплер