Новость
14.07.2025
РЖД прорабатывают изменения в тарифной политике
Холдинг «Российские железные дороги» (РЖД) планирует скорректировать тарифы на перевозку металлургических и контейнерных грузов, а также на порожний пробег.
«Российские железные дороги» (РЖД) рассказали о проработке тарифных изменений на перевозку ряда грузов. Холдинг планирует поэтапное сближение тарифов на перевозку металлургических грузов разных тарифных классов и корректировку тарифов на контейнерные перевозки, сообщили ТАСС в пресс-службе РЖД.
Ранее сегодня «Коммерсант» писал, что РЖД планирует провести масштабные изменения в структуре тарифов. Так, запланировано сближение тарифов на металлургическое сырьё и металлопродукцию, при котором сырьё будет возить дороже, а готовые изделия — дешевле, а также возможен подъём тарифов на контейнеры на 15% и на порожний пробег на 5% в 2026 году и 5% в 2027 году.
«По поручению Минэкономразвития РЖД совместно с металлургическими компаниями проведена комплексная работа по поэтапному сближению тарифов на перевозку металлургических грузов разных тарифных классов. Оно направлено, прежде всего, на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта в сегменте перевозок готовой металлургической продукции 3 тарифного класса и рост экономической эффективности перевозок сырьевых грузов (железной руды, кокса, коксующегося угля) 1 тарифного класса», — говорится в сообщении РЖД.
Как отметили в холдинге, повышение тарифа на перевозку сырья с одновременным снижением стоимости перевозки готовой продукции позволит сбалансировать тарифы, а также оптимизировать цепочки поставок и в конечном итоге увеличить объёмы перевозок по железной дороге. «В проработке решения участвуют ключевые производители, которые заинтересованы в реализации этой инициативы», — добавили там.
Одновременно с этим РЖД прорабатывают альтернативные сценарии сближения тарифов, в том числе предусматривающие исключение из периметра тарифного манёвра коксующегося угля. Как уточнили в РЖД, представители металлургических компаний предлагают начать реализацию тарифного манёвра не ранее 2028 года.
Тарифы на перевозки контейнеров
Также в РЖД рассказали о возможной корректировке тарифов на перевозки контейнеров. «Целью корректировки тарифов в сегменте контейнерных перевозок является повышение гибкости и оперативности реагирования на изменение конъюнктуры контейнерного рынка, включая альтернативные виды транспорта. Для компании важно повысить эффективность принятия тарифных решений в рамках реализации гибкой ценовой политики за счёт расширения границ тарифного коридора от -50 до +15% к базовому тарифу. Для этого дополнительно потребуется упростить действующие правила принятия решений в рамках тарифного коридора», — рассказали там. Итогом должно стать привлечение дополнительных объёмов грузов на железную дорогу, прежде всего с автомобильного транспорта. Данный механизм предлагается внедрить в 2027 г.
В РЖД добавили, что произошедшие структурные изменения на рынке транспортных услуг в отношении перевозок порожних вагонов не отразились в тарифной системе. Тарифы на порожний пробег ниже экономически обоснованного уровня, а доходы РЖД от таких перевозок покрывают менее 60% затрат. Как отмечают в РЖД, заниженные тарифы снижают экономический потенциал железнодорожного транспорта, вызывают избыточный парк вагонов и отсутствие стимулов к эффективному управлению вагонным парком. В этих условиях правительством РФ было принято решение с 1 января 2025 года проиндексировать тарифы на 10%, однако это решение не отразилось на экономике грузоотправителей, что подтверждается снижением ставок оперирования универсального подвижного состава. «Экономическая справедливость данного решения также подтверждается многими экспертами в сфере рынка транспортных услуг», — добавили в холдинге.
При этом в РЖД отметили, что обсуждались возможные дополнительные корректировки тарифов на порожний пробег универсальных вагонов. Это потребует дополнительных оценок чувствительности экономики перевозки отдельных грузов к изменению тарифа на порожний пробег.
«В рамках совместных совещаний на площадке Минэкономразвития России проанализированы тарифы на перевозку всех грузов прейскуранта № 10-01 на предмет их экономической актуальности. По остальным грузам с учётом позиции профильных ведомств было решено, что в текущих экономических реалиях дополнительная корректировка тарифов преждевременна», — сказали в холдинге. Что касается лесных грузов, учитывая отрицательный финансовый результат для РЖД от их перевозок, обсуждение тарифных условий продолжится в 2026 году.
Комментарий эксперта Кеплер