Новость

Новость

Новости / Кризис на рынке автоперевозок: ставки, тарифы и перспективы
logistic.press

16.07.2025

Кризис на рынке автоперевозок: ставки, тарифы и перспективы

В 2025 году рынок автомобильных грузоперевозок столкнулся с небывалым кризисом из-за дисбаланса спроса и предложения. Эксперты анализируют текущую ситуацию и дают прогнозы на будущее.

В 2025 году рынок автомобильных грузоперевозок столкнулся с небывалым кризисом. Дисбаланс спроса и предложения привёл к существенному и затяжному падению тарифов. Рентабельность бизнеса перевозчиков снизилась, а расходы начали расти из-за повышения ключевой ставки. В результате многим транспортным компаниям и индивидуальным предпринимателям пришлось покинуть рынок.

Сейчас, в середине лета, данные о тарифах дают повод для осторожного оптимизма. Индекс ATI.SU, отражающий средние ставки на перевозки по России, растёт с середины апреля; за минувший месяц он прибавил 2,1%. Индикатор Атракс, показывающий баланс предложения грузов и свободных машин, с середины мая находится в зелёной зоне: это означает, что машин на рынке меньше, чем грузов.

Что происходит с тарифами на перевозку грузов?

Президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов рассказал, что в первой половине 2025 года ставки на перевозки генеральных грузов (FTL) были на 12-15% ниже уровня, на котором они находились в первой половине 2024 года. К середине июля они так и не смогли вернуться к прошлогодним показателям.

Нынешние тарифы не учитывают инфляцию, повышение ключевой ставки и рост операционных расходов, а значит, не обеспечивают рентабельную работу перевозчиков.

— Ситуация плохая: ставки падают, и компании уходят с рынка, — комментирует кандидат экономических наук, управляющий партнёр M. A. Research Людмила Симонова. — Причём страдает не только малый бизнес, но и крупные перевозчики, которые были закредитованы или инвестировали деньги в активы, не принёсшие прибыли.

Итогом сложившейся ситуации стало массовое изъятие лизинговых грузовиков. По данным Объединённой лизинговой ассоциации, с конца 2024 года перевозчики вернули лизингодателям до 30 тысяч машин, и ещё порядка 10 тысяч грузовиков находятся под угрозой изъятия.

По оценкам экспертов компании ГЛТ, нынешние ставки как минимум на 20% не дотягивают до уровня, при котором перевозчики смогут работать «в ноль» — а для получения прибыли тарифы должны вырасти на 40%.

Почему цены на грузоперевозки упали в 2025 году?

Основная причина нынешнего кризиса — дисбаланс спроса и предложения.

Но есть и другие причины, о которых рассказали эксперты. Одна из самых существенных — охлаждение экономики: высокая ключевая ставка помешала не только перевозчикам, но и производителям самых разных товаров.

— Перевозчики звонят и спрашивают: а где грузы? — рассказывает Людмила Симонова. — Даже в сегменте e-commerce, который всегда растёт быстрее других, резко упал спрос на перевозки. Грузов нет, на это очень сильно влияет общее охлаждение экономики.

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечает, что ещё одной причиной снижения ставок может быть безысходность.

— Люди вляпались: взяли в лизинг машины, и теперь хватаются за последнюю соломинку, чтобы свести концы с концами, — рассуждает наш собеседник, очевидно, имея в виду ситуации, когда перевозчики соглашаются на самые низкие ставки, лишь бы техника не простаивала. — Из-за этого тарифы не растут или растут очень медленно.

По мнению главы «Грузавтотранса», на ставки также может влиять большое количество посредников, участвующих в перевозках. Владимир Матягин утверждает, что в некоторых случаях многочисленные посредники, выстраиваясь в цепочки, могут забирать до 50% от стоимости перевозки, что не способствует нормальному функционированию отрасли.

Иностранный демпинг

В последние месяцы в СМИ всё чаще появляются сообщения о зарубежных перевозчиках, выполняющих незаконные каботажные перевозки по России. Представители отрасли отмечают, что компании из Китая и стран ЕАЭС могут получать прибыль, работая по чрезвычайно низким ставкам, так как техника и лизинг обходятся им гораздо дешевле.

— Китайские перевозчики имеют массу конкурентных преимуществ перед своими российскими коллегами, — заявил в начале июля президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. — Мало того, что у них меньше налоги и лизинговые ставки, дешевле техника, так они ещё и не платят взносы в систему «Платон» и штрафы за нарушение правил дорожного движения, их не штрафуют за перегруз, они не оформляют ОСАГО, не используют тахографы.

Когда вырастут ставки на грузоперевозки?

Основатель и директор Биржи грузоперевозок ATI.SU Святослав Вильде уверен, что повышение ставок в первой половине лета — это и есть тот самый долгожданный рост, связанный с восстановлением баланса спроса и предложения. Однако дальнейший рост вряд ли будет стремительным.

— Надежды на значительный рост спроса по-прежнему нет. Экономика охлаждается, деньги остаются дорогими: люди предпочитают держать их на депозитах, а не тратить, — рассуждает Святослав Вильде.

Эксперты рассматривают и негативный сценарий, при котором тарифы откатятся на уровень февраля 2025 года, а часть компаний уйдёт с рынка — но считают его маловероятным.

В «АвтоГрузЭкс» уверены, что на ситуацию могут повлиять законодательные изменения. Среди них — принятие закона о реестре экспедиторов, в рамках которого в 2026 году будет внедрён электронный документооборот, и некоторых других законодательных актов.

Сложившуюся на рынке автоперевозок ситуацию Людмила Симонова называет небывалой.

— Был 2020-й год, был 2022-й; спрос падал, парк сокращался, спрос подскакивал, парк расширялся. Рынок автоперевозок — это бесконечные качели, но так сильно его не штормило никогда, — утверждает эксперт.

Эксперты сходятся во мнении: во второй половине 2025 года рынок продолжит медленное восстановление, но значительного роста тарифов в условиях охлаждения экономики ждать не приходится.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!