Новость
22.07.2025
Потенциальное присоединение Китая и Монголии к системе «Синяя карта»
Обсуждается возможность расширения системы страхования автогражданской ответственности «Синяя карта» на Китай и Монголию, а также на другие страны.

Существует потенциальная возможность присоединения Китая и Монголии к системе страхования автогражданской ответственности «Синяя карта». Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Одновременно продолжается обсуждение о расширении системы на Казахстан, Кыргызстан, Турцию, Иран и Азербайджан.
«С Казахстаном, Кыргызстаном, Турцией, Ираном, Азербайджаном продолжается обсуждение по присоединению указанных стран к «Синей карте». Также существует потенциальная возможность расширения системы на Китай и Монголию», — рассказал президент РСА Евгений Уфимцев.
При этом он подчеркнул, что любое расширение действия полисов ОСАГО на сопредельное государство или внедрение обоюдно принимаемого полиса страхования ответственности при транзитном следовании транспортных средств является долгим процессом, который включает в себя согласование условий, порядка, подходов к урегулированию убытков, проверку валидности договоров страхования, согласование форм полисов, заявления и урегулирования страховых случаев на территории стран, в которых такое страхование действует, а также интеграцию информационных систем.
«Не стоит забывать о том, что под такое страхование необходимо внесение изменений в законодательные акты всех стран-участниц. … Этот процесс может занимать годы. Это точно не горизонт 1–2 лет. И важна соответствующая установка на уровне первых лиц стран или правительств, или страховых регуляторов, которые могут быть держателями процесса», — пояснил Евгений Уфимцев.
Одновременно он отметил, что в данном случае в целом необходима соответствующая оценка: стоит ли создавать всю такую систему на уровне взаимодействия стран при определённом уровне транзитных перевозок грузов и пассажиров или можно обойтись просто покупкой полиса обязательного страхования гражданской ответственности непосредственно в момент пересечения государственной границы.
«Этот фактор во многом будет ставиться во главу угла при принятии решения», — подчеркнул глава РСА.
«Со стороны РСА есть готовность к участию в обсуждении возможного расширения «Синей карты» на все сопредельные государства, что может способствовать перемещению грузов (развитию внешней торговли) и перемещению пассажиров (трудовая миграция и туризм)», — добавил он.
В свою очередь, генеральный директор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин подтвердил готовность проводить интеграцию информационной системы страхования с другими государствами, как это уже было реализовано с Беларусью.
Говоря об опыте интеграции страховых информационных систем России и Беларуси, он отметил, что процесс запуска полиса «Синяя карта» даже при относительно схожем законодательстве двух стран занял длительное время.
«Информационные системы удалось сонастроить оперативно, а вот законодательство дорабатывалось гораздо дольше», — уточнил Николай Галушин.
Система страхования «Синяя карта»
Напомним: система страхования автогражданской ответственности «Синяя карта» начала действовать между Россией и Беларусью в сентябре 2023 года. Она стала своего рода заменой международной системы «Зелёная карта», из которой обе страны на фоне санкционных ограничений исключили с 30 июня 2023 года.
В целом принцип функционирования двух систем схож между собой.
Единственное, по словам генерального директора НСИС, преимущество «Синей карты» состоит в том, что стоимость такого договора страхования определяется национальными, а не иностранными страховщиками. Кроме того, существует отработанная система процедуры урегулирования страховых случаев по вине держателей «Синих карт» под контролем национальных бюро стран-участниц системы страхования.
«При наличии у виновника иностранного полиса ОСАГО в случае ДТП потерпевшему нужно самостоятельно обращаться к иностранному страховщику ОСАГО за получением страхового возмещения, в то время как при наличии «Синей карты» у причинителя вреда потерпевшему необходимо обращаться в национальное бюро страны ДТП», — пояснил Николай Галушин.
Комментарий эксперта Кеплер