Новость
24.07.2025
Изменения в порядке таможенного оформления грузов
Федеральная таможенная служба скорректировала «ценовой профиль риска», что привело к массовым жалобам участников ВЭД.

С середины июля 2025 года участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) массово жалуются на изменения в порядке таможенного оформления грузов, сообщает «Газета.ru». Федеральная таможенная служба (ФТС) скорректировала «ценовой профиль риска» — алгоритм, по которому определяется, соответствует ли заявленная стоимость товара «справедливой» оценке.
Теперь таможня ориентируется на среднюю стоимость «однородных» товаров вместо цен идентичных товаров. Проблема в том, что понятие «однородных товаров» в Положении об особенностях контроля таможенной стоимости ЕАЭС не имеет чёткого определения. Это приводит к абсурдным ситуациям: например, китайские кроссовки за $20 и дизайнерская пара за $2000 считаются одной категорией.
По правилам ЕАЭС, оценка по «однородным» товарам должна применяться только при отсутствии данных об идентичных. Однако российская таможня сделала этот метод основным. Теперь система управления рисками автоматически помечает как подозрительные все грузы, чья заявленная стоимость ниже средней по группе. Это влечёт дополнительные проверки, задержки выпуска и доначисление платежей. По данным импортёров, в ряде случаев стоимость растаможки выросла с 200 тыс. до 5 млн рублей за фуру.
Бизнес сталкивается не только с финансовыми потерями, но и с операционными сложностями: среднее время таможенного оформления, которое в 2024 году составляло 47 минут для беспроблемных поставок, теперь существенно увеличивается из-за дополнительных проверок.
Особую озабоченность у участников ВЭД вызывает автоматическое изменение их категории риска при доначислении таможенных платежей, что в дальнейшем приведёт к усиленному контролю со стороны таможенных органов. В 2024 году только 9,9% участников ВЭД имели статус низкого риска, при этом на них приходилось 71% всех таможенных деклараций.
Наиболее тревожным последствием новых правил может стать переориентация товаропотоков через страны ЕАЭС — Казахстан и Беларусь, где таможенные правила пока остаются более предсказуемыми.
Напомним, Приморская транспортная прокуратура выявила нарушения со стороны Владивостокской таможни, из-за которых импортёр подшипников для грузовиков переплатил миллионы рублей. Инспекторы усомнились в подлинности сертификатов, представленных компанией, и доначислили антидемпинговую пошлину в размере 21,6 млн рублей. Позже проверка показала, что решение таможни не имело достаточных оснований.
Комментарий эксперта Кеплер