Новость
24.07.2025
Запуск пилотного проекта «Интеллектуальная таможня» между Казахстаном и Китаем
Казахстан и Китай запустили пилотный проект «Интеллектуальная таможня», направленный на упрощение таможенных процедур и увеличение грузопотока через границу.

В рамках углубления экономического взаимодействия между Казахстаном и Китаем дан старт новаторскому пилотному проекту под названием «Интеллектуальная таможня». Ключевым элементом инициативы является внедрение автоматизированных грузоперевозок через границу, осуществляемых беспилотными транспортными средствами.
Согласно информации Министерства финансов Казахстана, тестовая зона охватит пункты пропуска «Бахты» (со стороны Казахстана) и «Покиту» (со стороны Китая).
Помимо внедрения беспилотного транспорта, проект предполагает переход к единой электронной декларации, признаваемой обеими сторонами, а также полную цифровизацию процессов оформления таможенных документов.
Внедрение автоматизированных систем навигации и контроля позволит грузам беспрепятственно пересекать границу в круглосуточном режиме с минимальным участием человека. Ожидается, что «Интеллектуальная таможня» значительно сократит время прохождения таможенных процедур, повысит прозрачность и безопасность логистических операций, снизит транспортные расходы и будет способствовать увеличению грузопотока до 10 миллионов тонн ежегодно.
Реализация проекта позволит разгрузить автомобильную инфраструктуру на границе, стимулируя развитие логистических центров. Казахстан рассчитывает увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в Китай, включая зерновые, масличные культуры, мясо и продукты переработки.
В министерстве финансов Казахстана подчеркивают, что «Интеллектуальная таможня» модернизирует пограничную инфраструктуру, создаст новые рабочие места и привлечет инвестиции, укрепив роль Казахстана как ключевого транзитного узла в Центральной Азии.
Следует отметить, что аналогичные планы по организации трансграничных беспилотных перевозок между Россией и Китаем, анонсированные осенью 2023 года, пока не реализованы. Задержка может быть связана с незавершенностью инфраструктуры на российском участке, в частности, со строительством постоянного пункта пропуска «Кани-Курган», ввод которого в эксплуатацию запланирован на конец 2025 года.
Комментарий эксперта Кеплер