Новость

Новость

Новости / В России может быть введён полный запрет на экспорт бензина
logirus.ru

25.07.2025

В России может быть введён полный запрет на экспорт бензина

Правительство рассматривает возможность введения полного запрета на экспорт бензина для стабилизации цен на внутреннем рынке.

В России в ближайшие дни может быть введен полный запрет на экспорт бензина, включая поставки крупных производителей. Это решение направлено на снижение биржевых цен, приближающихся к рекордным показателям сентября 2023 года.

По мнению экспертов, такая мера хоть и эффективна для краткосрочного охлаждения рынка, но не решает ключевую проблему – дефицит производства, особенно высокооктановых бензинов.

Как стало известно, правительство уже подготовило соответствующий проект постановления, который должен быть подписан после возвращения премьер-министра Михаила Мишустина из командировки. По данным источников, еженедельный объем экспорта бензина составляет 40-50 тыс. тонн. Ожидается, что эмбарго может вступить в силу с 1 августа и продлиться как минимум до конца сентября.

Данная инициатива исходит от вице-премьера Александра Новака, который поручил подготовить предложения по запрету до 21 июля. В его аппарате отказались от комментариев.

Запрет на экспорт призван стабилизировать ситуацию на топливном рынке, где цены стремительно растут: 24 июля стоимость АИ-95 на Петербургской бирже достигла 76,33 тыс. руб. за тонну (+0,4%), что всего на 0,7% ниже рекорда сентября 2023 года (76,8 тыс. руб.). Цена АИ-92 после достижения 66,6 тыс. руб. 23 июля, однако на следующий день снизилась на 0,45% до 66,3 тыс. руб. за тонну.

В случае превышения среднемесячных биржевых котировок АИ-92 над установленной индикативной ценой в 60,45 тыс. руб. за тонну более чем на 10% нефтекомпании лишаются компенсационных выплат за поставки на внутренний рынок.

Производители предлагают увеличить допустимый порог превышения до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива. Однако Минфин выступил с более консервативным предложением - установить лимиты на уровне 15% и 25% соответственно сроком на 1-2 года.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша связывает рост биржевых цен с дефицитом предложения, особенно бензина АИ-95, а также практикой перекрестных закупок между нефтекомпаниями.

Запрет на экспорт остается единственным действенным способом увеличить предложение топлива на внутреннем рынке, поскольку демпферный механизм эффективен лишь в ограниченном ценовом диапазоне и при стабильном курсе валют, подчеркивает управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов.

Основную проблему Фролов видит в недостаточном резерве производства автомобильных бензинов - любые остановки НПЗ, особенно в сезон высокого спроса, сразу дестабилизируют рынок.

Минэнерго сообщает о совместном с ФАС и нефтекомпаниями мониторинге ценовой динамики с учетом сезонного роста спроса летом.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!