Новость
27.07.2025
Узбекистан пригласил Грузию принять участие в строительстве железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»
В Министерстве транспорта Узбекистана сообщили, что вопрос обсуждался на встрече министров транспорта Узбекистана и экономики и устойчивого развития Грузии. Грузия может быть заинтересована в проекте, так как это обеспечит ей рост транзитных грузовых потоков.

Узбекистан пригласил Грузию принять участие в строительстве железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Как рассказали в Министерстве транспорта Узбекистана, вопрос обсуждался в ходе встречи министра транспорта Узбекистана Илхома Махкамова и министра экономики и устойчивого развития Грузии Мариам Квривишвили. Железная дорога должна стать альтернативной веткой Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который проходит в том числе и по территории Грузии.
Напомним: к строительству железной дороги, которая должна напрямую связать между собой Китай, Кыргызстан и Узбекистан, приступили в конце декабря прошлого года. Магистраль протяжённостью около 450 км возьмёт начало от китайского города Кашгар, пройдёт через Торугарт, Макмал и Джалал-Абад в Кыргызстане и будет доведена до узбекского Андижана. При этом большая её часть (примерно 300 км) придётся именно на территорию Кыргызстана, где также будет организован пункт по замене колёсных пар для перехода с одной ширины колеи на другую (пункт обустроят на станции «Макмал»).
Железная дорога имеет особое значение как для улучшения связности стран Азии между собой, обеспечивая Китаю дополнительный выход на Центральную Азию, так и с той точки зрения, что может стать частью Транскаспийского маршрута, который соединяет между собой Азию и Европу в обход России и благодаря этому за последние три года получил дополнительный стимул к развитию.
В последнем случае железнодорожная магистраль «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» возьмёт на себя часть грузовых потоков, которые идут через Казахстан, и таким образом даст иной вариант выхода на каспийские порты (причём это могут быть порты как Казахстана, так и Туркменистана). Однако затем эта альтернативная ветка всё равно вольётся в классический маршрут (через азербайджанские порты на Каспийском море), важной частью которого как раз таки является территория Грузии: через неё грузы идут на Турцию и оттуда на страны Европы либо через акваторию Чёрного моря сразу в страны Европы.
Таким образом, Грузия действительно может быть заинтересована в скорейшей реализации проекта по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», поскольку она обеспечит ей рост транзитных грузовых потоков.
«Илхом Махкамов, учитывая значимость проекта строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и перспективу интеграции данной железной дороги в систему международных транспортных коридоров, в частности в Средний коридор, предложил грузинской стороне рассмотреть возможность участия в этом проекте», — рассказали в Министерстве транспорта Узбекистана.
Правда, реакция Грузии на это предложение в сообщении пресс-службы не озвучивается.
Что касается морских портов, то напомним, что сейчас в Грузии идёт строительство третьего порта в Анаклии, который, в отличие от портов в Батуми и Поти, будет глубоководным. Ожидается, что первый судозаход он примет в 2029-м году.
Комментарий эксперта Кеплер