Новость
31.07.2025
Казахстан внедрит Единую транспортно-логистическую систему
Казахстан планирует до конца 2025 года внедрить Единую транспортно-логистическую систему (ЕТЛС), которая объединит на одной цифровой платформе перевозчиков, логистические компании и контролирующие органы.

Казахстан до конца 2025 года внедрит Единую транспортно-логистическую систему (ЕТЛС), которая объединит на одной цифровой платформе перевозчиков, логистические компании и контролирующие органы. Об этом заявил директор департамента цифровизации и государственных услуг министерства транспорта Сергазы Омаш в ходе видеомоста Москва-Ташкент-Астана на площадке Sputnik Казахстан.
По его словам, система позволит участникам рынка получать разрешительные документы, проходить таможенный и транспортный контроль в цифровом формате без обращения к разным ведомствам. «Любой перевозчик, который проезжает через Казахстан или привозит груз в страну, сможет получать все услуги на одной платформе», – подчеркнул Омаш. Первыми в систему интегрируют железнодорожные и автомобильные перевозки, затем добавят другие направления.
Параллельно Казахстан развивает цифровизацию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Уже работает железнодорожный модуль Digital Trade Corridor (DTC), разработанный для Среднего коридора и мультимодальной логистики. «Сейчас платформа реализована совместно с Китаем и „КТЖ“. Составы проходят без задержек, а документооборот стал бесшовным», – пояснил Омаш. В будущем опыт планируют распространить на другие направления, включая страны ЕАЭС.
Эффективность цифровых решений подтверждают данные минтранспорта. Как отметил Ерлан Клышпаев, руководитель управления цифрового развития ведомства, DTC сократил сроки железнодорожных грузоперевозок с 2,5 недель до нескольких дней. Заполнение транзитных деклараций теперь занимает 30 минут вместо 8 часов, а перевод бланков-дозволов в электронный формат снизил простои на границе и увеличил объем перевозок в 2-3 раза.
Казахстан предлагает России присоединиться к проекту. Наталья Задонская, заместитель руководителя департамента АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», сообщила, что возможность интеграции изучается совместно с ассоциацией международных автомобильных перевозчиков. «Опыт Казахстана и Китая показывает удобство таких решений. Мы уже понимаем, как его можно адаптировать», – сказала она.
Страны ЕАЭС также работают над внедрением электронных цифровых пломб, которые ускорят перевозки на 30%. По мнению участников дискуссии, следующий шаг – унификация документов для мультимодальных перевозок. «У каждой страны свои требования. Если мы их гармонизируем, это упростит цифровизацию», – отметил Сергазы Омаш.
Россия готова поделиться с партнерами опытом использования платформы «Дорожно-информационная логистическая система» (ДИЛС), разработанной РЖД для взаимодействия с морскими портами. «Система автоматизирует планирование подвода поездов и работу портов. Мы открыты к обмену решениями в рамках ЕАЭС и СНГ», – добавила Задонская.
Напомним, ЕАЭС планирует внедрить институт уполномоченных экспортеров. Они получат право самостоятельно декларировать происхождение товаров при поставке товаров в страны, с которыми заключены соглашения о свободной торговле.
Комментарий эксперта Кеплер