Новость
31.07.2025
Росстандарт приостановил допуск на рынок некоторых моделей китайских грузовиков
Решение Росстандарта о приостановке допуска на рынок некоторых моделей китайских грузовиков Dongfeng и FAW может повлиять на продажи российских производителей.

По информации «Коммерсанта», решение Росстандарта о приостановке допуска на рынок некоторых моделей китайских грузовиков коснётся примерно 20 тысяч непроданных автомобилей, находящихся на складах. В их числе — популярные модели Dongfeng и FAW, входящие в топ-10 рынка. Это может способствовать увеличению продаж российских производителей.
Приостановка одобрения типа транспортного средства (ОТТС) означает запрет на ввоз и продажу указанных моделей в России. Для уже зарегистрированных грузовиков объявят отзывную кампанию (участие в ней, как уточняют источники «Ъ», добровольное). Ограничений на эксплуатацию таких машин нет, а необходимый ремонт для владельцев будет бесплатным, отмечает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
По данным экспертов, ответственность за устранение выявленных нарушений возложена на официальных представителей и дистрибьюторов соответствующих брендов. Стоимость ремонта, по оценке источника «Коммерсанта», составит от 50 до 100 тысяч рублей за единицу техники в зависимости от модели и других факторов.
Наиболее популярной среди попавших под ограничения моделей стал грузовик Dongfeng 4180. По итогам первого полугодия 2025 года он занял четвёртое место по продажам в сегменте тяжёлых коммерческих автомобилей (HCV) в России с результатом 839 проданных единиц (3,8% рынка). На седьмой позиции расположился FAW J6 с показателем 685 проданных грузовиков (3,4% рынка), согласно информации «Автостата».
Ранее, в феврале 2025 года, Росстандарт уже вводил ограничения на ввоз китайской модели Shacman SX3258. Тогда же министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил о необходимости ужесточения процедуры сертификации иностранных автомобилей и допустил проведение дополнительных проверок.
Как отмечает источник «Ъ», общее количество китайских грузовиков, попавших под действующие ограничения, оценивается в 20 тысяч единиц.
Наибольшие финансовые потери, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, понесут дистрибьюторы и дилеры. Первые столкнутся с проблемами из-за наличия на складах нерастаможенных автомобилей, вторые — из-за обязательств по факторинговым договорам, требующим либо выкупа техники у банков, либо выплаты процентов. Также в сложной ситуации окажутся лизинговые компании, имеющие подобные грузовики на складах и потенциально сталкивающиеся с их досрочным возвратом. Дополнительные трудности ожидают и действующих владельцев такой техники, поскольку запрет на регистрационные действия исключает возможность её перепродажи, подчёркивает Шапарин.
По данным собеседника «Ъ» на авторынке, ограничения на китайские грузовики выгодны прежде всего КамАЗу. Руководитель отдела продаж «ААА Траксервис» Андрей Романюк подтверждает, что приостановка допуска этих моделей будет способствовать росту продаж российской техники.
При этом рынок тяжёлых грузовиков в России находится в кризисном состоянии: гендиректор КамАЗа Сергей Когогин прогнозирует падение продаж в 2025 году на 58% до 55 тысяч единиц. Эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский считает, что ограничения на отдельные китайские модели не окажут существенного влияния на общую ситуацию на рынке, хотя могут несколько ускорить темпы снижения продаж.
По оценке руководителя направления по работе с импортёрами департамента продаж «Газпромбанка Автолизинг» Артура Саруханова, устранение выявленных нарушений займёт не менее трёх месяцев, при этом ограничения для Shacman продолжают действовать с февраля. Независимый эксперт Максим Худалов не исключает, что китайские производители могут просто вывести на рынок новые модели, не устраняя прежние недостатки.
Напомним, Федеральная служба по аккредитации (Росстандарт) ввела защитительную оговорку технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 в отношении грузовых автомобилей китайских марок DONGFENG, FOTON, FAW и SITRAK.
Комментарий эксперта Кеплер