Новость
13.08.2025
Минтранс рассмотрит возможность закрепления договоров «вези или плати» между грузоотправителями и РЖД
Минтранс обсуждает возможность закрепления долгосрочных договоров «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД на законодательном уровне.
Минтранс рассмотрит возможность закрепления долгосрочных договоров «вези или плати» (take-or-pay) между грузоотправителями и РЖД на законодательном уровне, сообщил РБК источник, знакомый с ходом обсуждения инициативы. По его данным, 14 августа в ведомстве пройдёт совещание, где будет разобрана целесообразность внесения изменений в соответствующую статью федерального закона «Устав железнодорожного транспорта».
Согласно проекту, договоры планируется заключать не менее чем на год. В них должен быть обозначен фиксированный объём грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке по согласованию и оплатить его, даже если фактически направит меньше (исключения — вина перевозчика или форс-мажор). На перегруженных участках железнодорожной сети правительство сможет определять, для каких грузов будет действовать этот принцип. Также предлагается закрепить ответственность за перевозчиком в случае, если он не принял согласованный сторонами объём груза: тогда он должен будет оплатить неустойку в размере общей суммы платежей за перевозку согласованных объёмов грузов.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что механизм «вези или плати» позволит улучшить планирование производственной деятельности, рациональность загрузки железнодорожной инфраструктуры, а также гарантировать вывоз продукции в согласованных объёмах по долгосрочным договорам.
11 августа премьер Михаил Мишустин также утвердил план реализации Стратегии пространственного развития до 2030 года, среди положений которого — подготовка предложений об организации железнодорожных перевозок по принципу «вези или плати». Первый срок реализации этой задачи назначен на сентябрь 2025 года.
Комментарий эксперта Кеплер