Потенциал российского рынка гражданских беспилотных авиационных систем

Потенциал российского рынка гражданских беспилотных авиационных систем

Новости / Потенциал российского рынка гражданских беспилотных авиационных систем
logirus.ru

15.10.2025

Потенциал российского рынка гражданских беспилотных авиационных систем

Аналитики Triada Partners прогнозируют, что российский рынок гражданских беспилотных авиационных систем может занять 14-18% мирового объёма к концу десятилетия.

Российский рынок гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) обладает потенциалом для захвата 14-18% мирового объёма к концу десятилетия и может войти в топ-5 стран по обладанию полным стеком беспилотных технологий. Такой прогноз представили аналитики Triada Partners. Реализация этих амбиций, однако, требует системной работы и преодоления ключевого барьера – высокой зависимости от импорта комплектующих.

Согласно данным аналитиков, текущая доля России на мировом рынке гражданских БПЛА оценивается в 2-3%. Внутри страны работает более 400 производителей дронов, но большинство из них – малые предприятия с штатом до 50 человек. Эта структура отрасли ограничивает возможности для массового производства, проведения сложных научно-исследовательских работ и снижения себестоимости конечной продукции.

Практически каждый отечественный производитель сталкивается с дефицитом российских комплектующих. В среднем доля иностранных компонентов в готовых изделиях достигает 70%. Наиболее остро ощущается нехватка сложных компонентов, включая двигатели, датчики и средства спутниковой связи. Существенную зависимость также формируют аккумуляторы, зарубежная электроника, чипы, контроллеры двигателей, FPV-системы, регуляторы оборотов и навигационные модули.

Помимо низкого уровня локализации, на конкурентоспособность российских беспилотников на мировом рынке влияет ряд других факторов. Аналитики выделяют высокую себестоимость продукции, сложную логистику, значительные накладные расходы производства и кадровый дефицит. Для закрытия кадрового разрыва в гражданской отрасли требуется массовая подготовка инженеров-конструкторов, разработчиков авионики и искусственного интеллекта, а также специалистов по связи и спутниковым системам. Параллельно необходимо готовить операторов-пилотов, диспетчеров и сервис-инженеров.

Наиболее высокие шансы выйти на международную арену, по мнению экспертов, имеют производители БПЛА двойного назначения. В оборонном сегменте фактор импортозамещения стоит значительно острее, что вынуждает компании активно замещать иностранные компоненты и совершенствовать собственные технологии. Эти наработки впоследствии часто транслируются в гражданскую сферу, создавая основу для технологического прорыва.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!