Спрос на автоперевозки растёт уже полгода подряд
17.10.2025
Спрос на автоперевозки растёт уже полгода подряд
После провального первого квартала спрос на внутренние и международные автоперевозки в России начал расти. Увеличились и тарифы, но многие небольшие компании не дождались этого и закрылись.

После провального I квартала спрос на автоперевозки растёт уже полгода подряд. Увеличились и тарифы, но многие небольшие компании не дождались этого и закрылись.
Участники рынка говорят, что цены растут вслед за издержками, а всплеск активности обманчив. Кто, что и за сколько возит по российским автодорогам, разбирался Forbes.
Спрос на внутренние автомобильные грузоперевозки после провального I квартала продолжает расти уже полгода, подсчитала Биржа грузоперевозок ATI.SU. Если в начале года спрос снижался на 30% год к году, то уже во II квартале вырос на 32% в годовом выражении и на 41% — в сравнении с первыми тремя месяцами. В III квартале подъём продолжился, хотя и не так резко: +16% в сравнении со II кварталом и 39% по отношению к аналогичному периоду 2024 года. Так что итог первых девяти месяцев 2025 года оказался лучше, чем ожидали: количество заявок в годовом выражении выросло на 25%.
В международных перевозках в III квартале тенденции снова изменились. По итогам первых трёх месяцев лучшую динамику показали экспортные перевозки, во II квартале рос спрос на импорт (на 50% в годовом выражении). Теперь экспорт снова в приоритете.
Количество заявок на внутренние перевозки увеличилось примерно на 8–12% за год, в первую очередь за счёт e-com (мелкооптовых и розничных поставок), стройматериалов, продуктов питания и FMCG, рассказывает коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев.
Традиционно лидирует по объёмам столичный регион, говорят аналитики ATI.SU: количество заявок на перевозки в Москву увеличилось год к году на 18%, в Подмосковье — на 44%. Из столицы в другие регионы в III квартале везли грузов на 46% больше, из Московской области — на 60%. Спрос на доставку вырос по всем направлениям, отмечают аналитики ATI.SU, но наилучшую динамику показала Карелия (+85% год к году).
Среди пунктов отправления картина более разнообразная — самый большой рост зафиксирован на перевозки из Мордовии (+218%) и Тамбовской области (+150%), а вот количество заявок на перевозки из Бурятии в III квартале сократилось на 30%, из Мурманской области — на 18%.
Цены следуют за спросом. Согласно Индексу ATI.SU FTL РФ, учитывающему данные по 100 популярным направлениям, средние ставки на перевозки в течение III квартала выросли на 16,4%, в годовом выражении цены прибавили 9%. На начало октября, по данным транспортной компании «Авто-ПЭК» (входит в Холдинг ПЭК), средний тариф на перевозки вырос до 75 рублей за километр, то есть на 13,4% по сравнению с предыдущим месяцем, говорит совладелец и заместитель директора холдинга Вадим Филатов.
На отдельных направлениях рост ещё более заметный, отмечают в ATI.SU. Перевозки из Москвы в Краснодар за три месяца подорожали на 41,6%, из Казани в Нижний Новгород — на 34,9%. На самом популярном направлении, Москва — Санкт-Петербург, цены за минувший квартал увеличились на 17,9% (за год — на 23,1%). А вот в обратном направлении динамика скромнее — +12,2% за три месяца и +5,5% за год.
Правда, ставки на перевозки внутри страны выросли не за счёт увеличения спроса, а из-за комплекса других факторов: увеличения стоимости топлива (дизель и ГСМ в целом подорожали на 10–15% по сравнению с прошлым годом), сезонных пиков в строительстве, АПК и ретейле, а также дефицита машин, прежде всего полуприцепов-рефрижераторов, считает Михаил Коптев.
В III квартале, несмотря на оживление рынка, предложение транспорта продолжило снижаться, говорит Святослав Вильде, основатель и директор Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Комментарий эксперта Кеплер