В России рассматривают возможность увеличения срока пребывания иностранных водителей-дальнобойщиков до 180 дней
23.10.2025
В России рассматривают возможность увеличения срока пребывания иностранных водителей-дальнобойщиков до 180 дней
Министерство транспорта России рассматривает возможность увеличения срока пребывания иностранных водителей-дальнобойщиков в стране до 180 дней в связи с изменениями в миграционном законодательстве, которые сократили максимальный срок пребывания для иностранцев до 90 дней.

В России рассматривается возможность увеличения срока пребывания иностранных водителей-дальнобойщиков до 180 дней. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель Министерства транспорта, подчеркнув, что до внесения изменений в законодательство действуют текущие правила, разрешающие нахождение в стране до 90 дней.
С 1 января 2025 года в России вступили в силу изменения в миграционное законодательство, которые сократили максимальный срок пребывания для иностранцев, приезжающих в безвизовом порядке. Теперь они могут находиться в РФ 90 дней в течение календарного года, тогда как ранее этот лимит действовал в рамках полугода. Эти нормы затронули профессиональных иностранных водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Правительство Казахстана 9 октября 2025 года сообщило на своем сайте, что у большинства таких водителей лимит пребывания в РФ уже исчерпан, и они вынуждены ожидать начала нового года для возобновления рейсов. Кроме того, некоторые водители были задержаны и получили уведомления о необходимости покинуть территорию России из-за нарушения миграционного законодательства.
10 октября на площадке Евразийской экономической комиссии по запросу министерства экономики и коммерции Киргизской Республики рассмотрели вопрос о сроках пребывания иностранных водителей в РФ. Представитель пресс-службы киргизского ведомства заявил, что действующие нормы стали препятствием для свободного перемещения товаров. В свою очередь, представитель Минтранса РФ парировал, что речь идет исключительно о нормах миграционного законодательства, а не о создании барьеров для торговли.
Евразийская экономическая комиссия держит ситуацию на контроле. Как сообщил представитель ее пресс-службы, работа ведется по двум направлениям: снятие ограничений для водителей из стран ЕАЭС, подвергшихся мерам административного воздействия, и нераспространение новых миграционных норм на дальнобойщиков из государств-членов союза. На площадке комиссии создан оперативный штаб, куда стекается информация о случаях, связанных с миграционными процедурами при грузоперевозках.
По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и Минтранса России, которые поддерживают контакт с иностранными перевозчиками, у водителей, въезжающих в РФ с надлежаще оформленными документами, проблем не возникает. В ведомстве охарактеризовали известный случай как единичный и сообщили, что нарушитель уже покинул территорию России. Представитель Минтранса также указал на фиксацию инцидентов, когда лица, не имеющие отношения к дальнобойщикам и нарушающие миграционное законодательство, пытаются выдать себя за них и нагнетать обстановку.
Ситуация спровоцировала публичную реакцию. Как сообщило издание «Sputnik Армения», армянские дальнобойщики 20 октября перекрыли межгосударственные дороги, ведущие к границе с Грузией, требуя от властей страны урегулировать с Россией вопрос миграционных ограничений.
Запросы «Ведомостей» к логистическим компаниям о возможных убытках, связанных с новыми правилами, остались без содержательных комментариев. Компании ПЭК, NC Logistic и «Скиф-карго» отказались от ответов, а представитель «Деловых линий» уточнил, что в их штате нет дальнобойщиков из Армении, Киргизии и Казахстана.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский пояснил, что во многих странах для дальнобойщиков действуют специальные правила пребывания, отличные от общих миграционных норм. В США, по его словам, эта категория работников подпадает под отдельные визовые режимы, такие как рабочие визы H-2B или визы для временного въезда, срок действия которых зависит от типа визы и специально учитывает сроки и маршруты международных перевозок. В Канаде, добавил эксперт, для водителей международных сообщений введены специальные разрешения, позволяющие находиться в стране дольше стандартных 90 дней.
Напомним, ранее депутат мажилиса Болатбек Алиев в своих соцсетях написал, что Казахстан и Россия договорились не применять новые миграционные ограничения к водителям, осуществляющим международные грузовые и пассажирские перевозки. Решение было принято по итогам оперативных переговоров между правительствами двух стран.
Комментарий эксперта Кеплер