Минтранс России предложил поправки в Устав железнодорожного транспорта
27.10.2025
Минтранс России предложил поправки в Устав железнодорожного транспорта
Минтранс России разработал законопроект, обязывающий грузоотправителей согласовывать заявки на перевозку с владельцами вагонов. Производители цемента опасаются, что эта мера приведёт к затягиванию сроков отправок и дальнейшему снижению популярности железнодорожного транспорта для логистики своей продукции.
Минтранс России предложил поправки в Устав железнодорожного транспорта, которые обязывают грузоотправителей согласовывать заявки на перевозку и любые изменения к ним с владельцами вагонов, пишет «Коммерсантъ». Производители цемента опасаются, что эта мера приведёт к затягиванию сроков отправок и дальнейшему снижению популярности железнодорожного транспорта для логистики своей продукции.
Инициатива Минтранса, опубликованная на портале regulation.gov.ru в начале октября, направлена на борьбу с необеспеченными заявками. В ведомстве поясняют, что некоторые грузоотправители искусственно завышают объёмы заявок при отсутствии реальной потребности в перевозке, чтобы получить больший объём на дефицитных направлениях. Эта практика приводит к неэффективному использованию путей и сбоям в ритмичности перевозок.
Согласование с операторами, по замыслу авторов поправок, должно обеспечить стабильность планирования. В пресс-службе РЖД поддерживают эти меры, указывая на проблему инфлированных заявок (LR. это подтверждённые запросы на перевозку грузов, которые не подтверждаются фактической отправкой), из-за которых компания резервирует ресурсы без реального обеспечения грузом и вагонами.
Монополия считает, что изменения позволят справедливо распределять дефицитные мощности, особенно на критически важном восточном направлении.
Производители цемента через свой отраслевой союз выразили серьёзную озабоченность новыми правилами. «Союзцемент» уже вступил во взаимодействие с Минпромторгом и Минтрансом по проекту поправок. В Минпромторге подтвердили получение письма от объединения и сообщили, что их позиция будет сформирована с учётом мнения отрасли.
Председатель комитета по транспорту и логистике «Союзцемента» Денис Назаров указывает, что процесс перевозок уже регулируется гражданским законодательством, а договоры предусматривают необходимые механизмы ответственности. По его мнению, введение дополнительного административного барьера может усложнить и замедлить процессы, создав реальные риски срыва графика поставок.
В «Союзцементе» детализируют текущие логистические цепочки. Сейчас грузоотправители обычно подают заявки операторам за десять дней, при этом на подсылку вагонов внутри страны уходит около недели. Сами заявки в РЖД должны быть поданы за 10 дней до начала месяца перевозки для внутреннего сообщения и за 15 — для международного.
На обычных направлениях согласование занимает три-пять дней, однако на лимитирующих направлениях сроки могут доходить до 14 дней, а в конце месяца грузоотправители часто сталкиваются с отказами или необходимостью срочных корректировок. Изменения в ранее поданные сведения сейчас согласовываются с РЖД на местном уровне без участия владельца вагонов.
Новый порядок, по оценкам бизнеса, увеличит процесс согласования как минимум на один день. Особую тревогу вызывает то, что в проекте поправок не зафиксированы предельные сроки согласования и чёткие основания для отказа. Это создаёт риски затягивания процесса, в том числе из-за возможного ценового давления со стороны операторов.
Согласовать перевозку по лимитирующим направлениям в случае внезапного отказа станет практически невозможно, а сроки простоя вагонов из-за более длительного согласования неизбежно вырастут.
Денис Назаров полагает, что поправки снизят и без того падающую конкурентоспособность железнодорожных перевозок. Исполнительный директор СМПРО Евгений Высоцкий констатирует, что значимость этого пути для цементного рынка неуклонно сокращается. По его данным, в сентябре 2025 года доля железнодорожных перевозок цемента составила лишь 32,5%. В начале года этот показатель достигал 39%, а двадцать лет назад оценивался в 70%. Эксперт связывает постоянное сокращение доли в пользу автомобильного транспорта с более высокими тарифами и низкой скоростью доставки. По железной дороге цемент движется в два-три раза медленнее, чем по шоссе.
Комментарий эксперта Кеплер