Эксперт считает, что регуляторные нормы для такси блокируют цифровое развитие отрасли
06.11.2025
Эксперт считает, что регуляторные нормы для такси блокируют цифровое развитие отрасли
Валерий Корнеев из АНО «Союз пользователей цифровых платформ „Цифровой мир“» заявил, что Федеральный закон № 580 игнорирует реальные бизнес-процессы и тянет отрасль назад, в середину XX века.
Регуляторные нормы для такси, основанные на советских подходах, блокируют цифровое развитие отрасли и криминализируют 99% перевозчиков, считает эксперт АНО «Союз пользователей цифровых платформ „Цифровой мир“» Валерий Корнеев. Такую позицию он озвучил на конференции «Цифровизация транспорта». По его мнению, Федеральный закон № 580 игнорирует реальные бизнес-процессы и тянет отрасль назад, в середину XX века.
Корнеев заявил, что закон № 580 не принёс ничего принципиально нового. Он лишь закрепил устаревшие требования: путевые листы, ежедневные медосмотры и техосмотры, обязательный цвет автомобиля («шашечки») и внесение в реестр. Эти нормы, по словам эксперта, были актуальны в советскую эпоху таксопарков, но потеряли смысл в современной реальности, где большинство водителей работают на личных автомобилях как самозанятые или через агрегаторы.
Эксперт видит глубокое противоречие между технологическим развитием рынка такси и его законодательным регулированием. С одной стороны, отрасль остаётся технологическим лидером, с другой — регуляторная рамка основана на принципах 60-х годов прошлого века. В качестве примера абсурдности требований Корнеев привёл обязательный цвет такси, который исторически служил для визуальной идентификации на улице, но в эпоху цифровых заказов утратил свою первоначальную функцию.
Проблема усугубляется жёсткой позицией регулирующих органов. Однако эксперт отмечает позитивный сдвиг: в Министерстве транспорта РФ сменилось руководство, что открывает новые возможности для диалога об изменении законодательства.
Результатом действующего регулирования, по мнению Корнеева, стала массовая нелегальность. Проведённое его организацией исследование показало, что в стране, по крайней мере в Москве, существует лишь один таксопарк, который полностью соответствует всем требованиям закона № 580 — «Социальное такси». Все остальные перевозчики в той или иной мере нарушают закон, что формально позволяет привлекать водителей к уголовной ответственности за подделку документов.
Эксперт призвал привести регулирование в соответствие с текущими реалиями, чтобы оно не запрещало и не криминализировало, а помогало отрасли развиваться в правильном направлении.
Комментарий эксперта Кеплер