Пилотный проект по автономному управлению речным судном в России столкнулся с системными барьерами
26.11.2025
Пилотный проект по автономному управлению речным судном в России столкнулся с системными барьерами
Успешные тесты системы дистанционного управления пассажирским судном «Доброход» выявили ключевые проблемы для масштабирования технологии: нестабильная связь и дефицит отечественного оборудования.
Пилотный проект по автономному управлению речным судном в России столкнулся с системными барьерами: нестабильная связь и дефицит отечественного оборудования сдерживают развитие технологии. Об этом заявил генеральный директор компаний «ГАМА» Дмитрий Галкин, представляя итоги испытаний на форуме.
Успешные тесты системы дистанционного управления пассажирским судном «Доброход», проведённые в акватории Волги в Нижнем Новгороде, выявили ключевые проблемы для масштабирования технологии. Галкин отметил, что, несмотря на функциональность разработки и одобрение Российского классификационного общества (РКО), её коммерческое применение упирается в инфраструктурные и регуляторные ограничения.
Главным вызовом стала нестабильность каналов связи, на которую критически влияют системы РЭБ. Это вызывает задержки в передаче видеосигнала с борта на берег, что делает оперативное управление в реальном времени рискованным. Дополнительным препятствием является узкий выбор сертифицированного РКО навигационного оборудования российского производства. Как констатировал Галкин, отечественная промышленность только начинает заполнять эту нишу, и предложений на рынке пока недостаточно.
Для перехода от эксперимента к практике компания «ГАМА» видит необходимость в создании комплексной береговой инфраструктуры. В первую очередь требуются высокоскоростные и защищённые каналы передачи данных, такие как 5G или выделенные радиоканалы, гарантирующие задержку сигнала не более 0,1 секунды. Также необходима установка радиомаяков и береговых радиолокационных станций, которые обеспечат точное позиционирование судна и обзор навигационной обстановки для диспетчера. Важным дополнением стали бы радары ближнего радиуса и системы машинного зрения для автоматического распознавания препятствий.
По оценке Галкина, устойчивая работа автономных систем сегодня возможна преимущественно в акваториях крупных городов с развитой телеком-инфраструктурой, как это было в Нижнем Новгороде до усиления работы систем РЭБ. Однако для широкого внедрения требуется дальнейшее развитие нормативной базы и запуск специализированных образовательных программ для подготовки операторов береговых центров управления. Преодоление этих барьеров, по мнению эксперта, откроет путь к снижению операционных затрат судоходных компаний и созданию в России полноценного рынка автономного судовождения.
Напомним, контейнеровоз-беспилотник впервые совершил каботажный рейс у берегов Японии ещё в январе 2022 года. Точкой отправления был порт Цуруга. По окончании экспериментального маршрута длиной в 270 километров беспилотник успешно пришвартовался у причала в японском порту Сакаиминато.
Комментарий эксперта Кеплер