ФНС ужесточила налоговую трактовку договоров с иностранными экспедиторами

ФНС ужесточила налоговую трактовку договоров с иностранными экспедиторами

Новости / ФНС ужесточила налоговую трактовку договоров с иностранными экспедиторами
logirus.ru

28.11.2025

ФНС ужесточила налоговую трактовку договоров с иностранными экспедиторами

Федеральная налоговая служба России в одностороннем порядке ужесточила налоговую трактовку договоров с иностранными экспедиторами, что оспаривается в судах как не соответствующее Гражданскому кодексу.

Федеральная налоговая служба (ФНС) России в одностороннем порядке ужесточила налоговую трактовку договоров с иностранными экспедиторами, обязав российских импортёров удерживать налог на прибыль с выплат перевозчикам. Данная позиция оспаривается в судах как не соответствующая Гражданскому кодексу. Об этой проблеме на форуме «ВЭД: риски и возможности – 2025» рассказала Елена Капранова, финансовый директор консалтинговой компании «Негоциант», аттестованный тренер Российского экспортного центра.

ФНС РФ сформировала новую правовую позицию, которая кардинально меняет налоговые обязательства российских компаний при работе с зарубежными логистическими партнёрами. Налоговые органы теперь квалифицируют договоры транспортной экспедиции как посреднические. В рамках этой трактовки российский заказчик, нанимающий иностранного экспедитора, признаётся налоговым агентом. На него возлагается обязанность по удержанию налога на прибыль в размере 10% с доходов, которые экспедитор перечисляет конечному иностранному перевозчику, пояснила Елена Капранова.

Если сумма, уплачиваемая перевозчику, не выделена в договоре и документах экспедитора отдельно от его собственного вознаграждения, ФНС предлагает применять ставку 10% ко всей сумме договора экспедиции. Это существенно увеличивает налоговую нагрузку на импортёра.

Ключевое противоречие заключается в том, что данная позиция ФНС напрямую конфликтует с Гражданским кодексом РФ, который определяет договор транспортной экспедиции как самостоятельный вид договора на оказание услуг, а не как посреднический, подчеркнула Елена Капранова. Экспедитор выступает исполнителем комплексной логистической услуги, а не просто агентом, передающим деньги перевозчику. Уже существуют судебные прецеденты, в том числе решения Арбитражного суда Москвы от октября 2025 года, которые поддерживают эту точку зрения и отменяют претензии налоговых органов, указала эксперт.

Несмотря на судебные решения, ФНС продолжает настаивать на своём подходе. Это создаёт для российских импортёров правовую неопределённость и значительные финансовые риски. Компании вынуждены либо принимать требования ФНС, увеличивая свои затраты, либо оспаривать их в суде, неся судебные издержки и рискуя в случае проигрыша. При этом конкурентное преимущество получают те экспедиторы, которые игнорируют требования налогового агентства, предлагая более низкие цены, но их контрагенты рискуют столкнуться с блокировкой счетов и иными мерами со стороны ФНС, резюмировала Елена Капранова.

Напомним, в ноябре 2025 года Минюст предложил повысить штрафы по уголовным статьям за экономические преступления в 1,5–2 раза. Проект поправок в Уголовный кодекс, затрагивающий десятки статей — от мошенничества до уклонения от уплаты налогов, уже получил одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!