Кризис в железнодорожной отрасли: падение погрузки и рост простаивающих вагонов

Кризис в железнодорожной отрасли: падение погрузки и рост простаивающих вагонов

Новости / Кризис в железнодорожной отрасли: падение погрузки и рост простаивающих вагонов
logirus.ru

09.12.2025

Кризис в железнодорожной отрасли: падение погрузки и рост простаивающих вагонов

Погрузка крупнейших железнодорожных операторов за девять месяцев 2025 года сократилась почти на 7%, а парк простаивающих вагонов вырос более чем в 2,5 раза. Аналитики прогнозируют дальнейшее ухудшение финансовых показателей отрасли.

Погрузка крупнейших железнодорожных операторов за девять месяцев 2025 года сократилась почти на 7%, а парк простаивающих вагонов вырос более чем в 2,5 раза, сообщает «Коммерсантъ». Ситуацию на рынке аналитики и эксперты называют крайне сложной, а ближайшие годы прогнозируют дальнейшее ухудшение финансовых показателей отрасли из-за падения ставок, роста операционных затрат и стагнации грузовой базы.

Согласно рейтингу Infoline Rail Russia Top за январь–сентябрь 2025 года, погрузка топ-30 операторов упала на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 11,2% к показателям 2023 года. Серьёзное снижение объёмов продемонстрировала занимающая второе место Федеральная грузовая компания — на 30,3%, до 54,3 млн тонн. Лидер рынка, Первая грузовая компания, напротив, увеличила погрузку на 3,2%, до 98,8 млн тонн.

Ключевым индикатором проблем отрасли стал резкий рост неиспользуемого парка. Количество вагонов, не задействованных в перевозках, увеличилось за три квартала в 2,55 раза, достигнув 175,7 тыс. единиц. Флот неисправного подвижного состава вырос на 31,5%, до 127,2 тыс. единиц.

Текущий год для операторов уже является крайне непростым, а 2026-й, по оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, с высокой вероятностью станет самым сложным за всю историю бизнеса. Главное давление на рентабельность оказывает сочетание падающих доходов и растущих расходов.

Дополнительным бременем стали многократно выросшие расходы на ремонт. Стоимость капитального ремонта полувагонов превысила 1 млн рублей, достигнув 1,1–1,4 млн рублей. Ремонт крытых вагонов, зерновозов и платформ подорожал до 600–800 тыс. рублей, цистерн — минимум до 500–600 тыс. рублей.

Прогнозы экспертов на ближайшую перспективу остаются сдержанными. Владимир Савчук из ИПЕМ полагает, что рынок к концу 2025 года находится «рядом с дном». По обновлённым оценкам института, в 2026 году средняя ставка аренды полувагонов может вырасти на 7–10% относительно конца 2025-го, однако даже к 2027 году она не достигнет уровня начала прошлого года.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!