АСОП выступила с инициативой по унификации перерабатывающих способностей морских портов России

АСОП выступила с инициативой по унификации перерабатывающих способностей морских портов России

Новости / АСОП выступила с инициативой по унификации перерабатывающих способностей морских портов России
logirus.ru

11.12.2025

АСОП выступила с инициативой по унификации перерабатывающих способностей морских портов России

Ассоциация морских торговых портов предложила создать механизм «универсальной перерабатывающей способности», который позволит быстро согласовывать и принимать к переработке «внеплановые» номенклатуры грузов.

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) выступила с инициативой по унификации перерабатывающих способностей морских портов России. По мнению ассоциации, это поможет перехватывать растущий объём спотовых контрактов и вернуть грузы с автомобильного транспорта на железную дорогу.

С соответствующей инициативой на конференции выступил директор по взаимодействию с железнодорожным транспортом АСОП Илья Першин. Он охарактеризовал текущую ситуацию как «мощнейшее безобразие», отметив, что проблема с оперативной перевалкой спотовых грузов в портах возникает всё чаще. Под спотовыми контрактами понимаются разовые коммерческие заявки, обычно на 3–5 перевалок. Если решение по ним не принимается быстро, грузоотправитель выбирает альтернативные виды транспорта, в первую очередь автомобильный.

Ключевая проблема, по словам Першина, заключается в существующей системе договоров между портами и РЖД. Эти документы, составленные на основании 327-го распоряжения Минтранса, содержат жёстко фиксированный перечень номенклатур грузов, которые порт имеет право перерабатывать с выходом на железнодорожные пути. Если клиент обращается с грузом, не входящим в этот утверждённый перечень, РЖД отказывает в согласовании железнодорожной заявки (формы ГУ-12), что делает использование порта и последующий железнодорожный вывоз невозможными.

При этом, как подчеркнул представитель АСОП, универсальные морские терминалы зачастую обладают техническими возможностями для работы с широким спектром грузов, но эти возможности ограничены бюрократическими процедурами. Инициатива ассоциации предполагает создание механизма «универсальной перерабатывающей способности», который позволит быстро — в рамках оперативного взаимодействия порта, перевозчика и клиента — согласовывать и принимать к переработке такие «внеплановые» номенклатуры.

По экспертным оценкам АСОП, реализация этого предложения может дать железной дороге существенный прирост объёмов. Илья Першин озвучил цифру в примерно 1,5% от общей сетевой погрузки РЖД, назвав эти показатели серьёзными. Он отметил, что предварительные переговоры с руководством РЖД уже состоялись, и сторона проявила заинтересованность, выразив готовность рассматривать предложение. По словам Першина, этот вопрос особенно актуален в условиях 2025 года, и без изменений в регулировании ситуация сохранится и в 2026-м.

Напомним, конкуренция между ведущими мировыми контейнерными портами вступает в качественно новую фазу. Согласно ежегодному отчёту «Ведущие контейнерные порты мира 2025», подготовленному DNV и Menon Economics, на первый план выходят не валовые показатели грузооборота, а взаимосвязанность, реальная операционная эффективность и конкретные стратегии устойчивого развития. Эти факторы начинают играть более важную роль для судоходных линий и грузовладельцев, чем просто масштаб.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!