Прогноз роста российского рынка электронной коммерции на 2025 год
17.12.2025
Прогноз роста российского рынка электронной коммерции на 2025 год
Аналитики IBC Real Estate прогнозируют, что российский рынок электронной коммерции по итогам 2025 года может достичь 14,2 трлн рублей, однако темпы его роста постепенно снижаются из-за консолидации вокруг двух крупнейших маркетплейсов.
Российский рынок электронной коммерции по итогам 2025 года может достичь 14,2 трлн рублей, демонстрируя устойчивый рост, однако темпы его увеличения постепенно снижаются на фоне усиливающейся консолидации вокруг двух крупнейших маркетплейсов, прогнозируют аналитики IBC Real Estate.
Согласно данным консалтинговой компании, за 11 месяцев 2025 года объём онлайн-продаж в России составил 12,8 трлн рублей, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2024 года в сопоставимых ценах. К концу декабря рынок может вырасти до 14,2 трлн рублей, прибавив 18% в годовом выражении с учётом инфляции.
Количество заказов растёт ещё быстрее: за январь — ноябрь этот показатель достиг 9,7 млрд штук (+38% г/г), а по итогам года может составить 10,8 млрд (+40% г/г). При этом динамика всё же замедляется: в 2024 году рост денежного объёма рынка составил 27%. Несмотря на это, онлайн-ритейл продолжает значительно опережать офлайн: реальный рост онлайн-продаж в 2025 году прогнозируется на уровне 18,3%, тогда как оборот всей розничной торговли, по оценке Минэкономразвития, увеличится лишь на 2,5%, отмечают в IBC Real Estate.
Рынок демонстрирует ярко выраженную тенденцию к консолидации, считают аналитики IBC Real Estate. Абсолютным лидером по объёму продаж и заказам остаётся сегмент универсальных маркетплейсов и магазинов. За одиннадцать месяцев он принёс 8,7 трлн рублей (8,1 млрд заказов), а к концу года может достичь 9,6 трлн рублей. Таким образом, на него будет приходиться 68% всего денежного объёма онлайн-торговли и 83% всех заказов.
Внутри этого сегмента доминирование усиливается: два ключевых игрока, Ozon и Wildberries, по итогам 2025 года обеспечат около 65% всех онлайн-продаж (9,2 трлн рублей) и 79% заказов (8,5 млрд штук). Эксперты связывают этот успех с трансформацией маркетплейсов в комплексные цифровые экосистемы, которые включают финансовые сервисы, рекламные инструменты и масштабную логистическую инфраструктуру, что формирует глубокую лояльность покупателей.
Экспансия мультикатегорийных гигантов оказывает серьёзное давление на нишевые сегменты, отмечают эксперты IBC Real Estate. Сильнее всего страдают рынки fashion, мелких товаров для дома и ремонта, книг, канцтоваров и товаров для творчества. Например, онлайн-продажи одежды, обуви и аксессуаров по итогам 2025 года могут незначительно сократиться на 1,1% в реальном выражении, составив около 235 млрд рублей.
Стремясь к дальнейшему росту, крупные игроки начали активное освоение премиум- и люксового сегментов, что требует новых подходов к логистике и сервису, отмечается в отчёте IBC Real Estate. Осенью Ozon запустил раздел Ozon Fashion Lux с товарами более 350 премиальных брендов, Wildberries также пополнил ассортимент люксовыми позициями, а Яндекс Маркет ранее представил направление Ultima.
Комментарий эксперта Кеплер