Аналитик Андрей Дьяченко предложил создать в России интервенционный фонд нефтепродуктов

Аналитик Андрей Дьяченко предложил создать в России интервенционный фонд нефтепродуктов

Новости / Аналитик Андрей Дьяченко предложил создать в России интервенционный фонд нефтепродуктов
logirus.ru

10.12.2025

Аналитик Андрей Дьяченко предложил создать в России интервенционный фонд нефтепродуктов

Ведущий аналитик компании «Пролеум» Андрей Дьяченко выступил с инициативой создания в России государственного интервенционного фонда нефтепродуктов для решения кризисных ситуаций, подобных дефициту бензина в 2025 году.

Ведущий аналитик компании «Пролеум» Андрей Дьяченко выступил с инициативой создания в России государственного интервенционного фонда нефтепродуктов по аналогии с зерновым. Это предложение прозвучало в ходе обсуждения «дорожной карты» развития биржевой торговли, организованного Торгово-промышленной палатой по инициативе Ассоциации товарных брокеров (АТБ). По мнению эксперта, такой фонд стал бы ключевым инструментом для решения кризисных ситуаций, подобной дефициту бензина в 2025 году.

Дьяченко подчеркнул, что текущий бензиновый кризис обнажил структурную логистическую проблему, которую не компенсируют даже избыточные мощности НПЗ. В результате государству пришлось прибегнуть к субсидированию импорта топлива. Интервенционный фонд, по его мнению, позволил бы в подобных случаях оперативно добавлять предложение на внутренний рынок, избегая затратных закупок за рубежом. Одновременно такой фонд мог бы выполнять функцию буфера, изымая излишки топлива при затруднениях с экспортом и смягчая ценовое давление на конечных потребителей, особенно в отдалённых регионах вроде Дальнего Востока.

Параллельно аналитик обозначил проблему низкой ликвидности срочного рынка нефтепродуктов на Петербургской бирже. Для её решения он видит потенциал в партнёрстве с Московской биржей, которая концентрирует основных финансовых участников и обладает значительным опытом работы с производными инструментами. Такая коллаборация, считает Дьяченко, может привлечь в товарные деривативы необходимый объём ликвидности. Однако он отмечает, что активному участию финансовых игроков мешает недостаток открытой информации о рынке, необходимой для долгосрочного анализа и хеджирования рисков.

В качестве ещё одного системного решения для повышения устойчивости рынка и ликвидности биржевых торгов эксперт предложил создать систему национальных промежуточных хабов. Её формирование, привязанное к планам развития высокоскоростных магистралей и агломераций, позволило бы привлечь на биржу новых игроков, готовых брать на себя ценовые риски. Эти хабы, включающие независимые, корпоративные и государственные нефтебазы, взяли бы на себя роль стабилизатора, скупая товар при обвале цен и продавая при дефиците. Это также сегментировало бы рынок, выделив крупный опт и создав более конкурентный и ёмкий рынок мелкого опта.

Сейчас, как констатирует Дьяченко, в России подобная буферная система практически отсутствует. Торги ведутся «с колёс» из-за исторически сложившейся модели работы НПЗ, которые выполняют заказы по мере поступления. Глубина товарных запасов, включая резервы заводов и нефтебаз, оценивается экспертом всего в две недели внутреннего потребления, что существенно ниже показателей крупных экономик и делает рынок уязвимым к любым сбоям в производстве или логистике.

Напомним, себестоимость перевозок за первое полугодие 2025 года увеличилась на 15% из-за подорожания дизельного топлива, обслуживания техники и зарплат водителей.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!