Критика инициатив РЖД исполнительным директором СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта»

Критика инициатив РЖД исполнительным директором СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта»

Новости / Критика инициатив РЖД исполнительным директором СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта»
logirus.ru

11.12.2025

Критика инициатив РЖД исполнительным директором СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта»

Игорь Санковский, исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта», раскритиковал три ключевые инициативы РЖД и предложил альтернативную программу действий.

Исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игорь Санковский раскритиковал три ключевые инициативы РЖД: повышение платы за отстой вагонов, расширение практики «эвакуации» порожних составов и введение приоритетных тарифов на контейнерные поезда. Эксперт, выступая на конференции, предложил альтернативную программу действий, основанную на принципе взаимной ответственности на рынке.

Санковский выделил три регуляторные меры со стороны монополиста, которые, по его мнению, несут риски для отрасли:

  1. Увеличение платы за отстой вагонов в пути следования. Эксперт считает, что это приведёт лишь к росту расходов операторов и не принесёт пользы конечным клиентам, а станет фактором дополнительной финансовой нагрузки в кризисный период.
  2. Отмена ограничений по дальности «эвакуации» — перемещения вагонов, оказавшихся на путях общего пользования без документов. Санковский заявил, что после отмены лимитов средняя дальность таких перепробегов порожних вагонов возросла с примерно 500 км до 2,5–3,5 тыс. км, а максимальная достигала 9 тыс. км. Эта практика, по словам Санковского, ставит под сомнение тезисы об убыточности перевозок порожняка, который, по оценке Союза, приносит РЖД около 23% доходов от грузовых перевозок.
  3. Введение приоритетных тарифов на контейнерные поезда (ТКП) и штрафов за непредъявление грузов. Санковский отметил, что принцип платы за гарантированный пропуск может быть оправдан на новых или избыточных мощностях для окупаемости инвестиций. Однако на ограниченной инфраструктуре это создаёт модель, где доступ определяется не логистической эффективностью, а финансовыми возможностями грузоотправителя.

В качестве конструктивной альтернативы Санковский предложил пакет точечных изменений, основанных на принципе взаимности. Ключевое требование — законодательное закрепление ответственности перевозчика за ритмичность подачи вагонов и за необоснованный отказ в согласовании перевозки порожних вагонов.

Отдельно он выделил проблему информационного дефицита. Санковский настаивает на законодательных гарантиях со стороны перевозчика по предоставлению участникам процесса достоверных данных о загрузке станций и исполнении заявок, что критически важно для принятия оперативных решений.

Подводя итог, эксперт подчеркнул, что операторский бизнес, будучи рыночным, уже имеет достаточную законодательную базу. Однако в договорных отношениях с РЖД существует дисбаланс. По его мнению, договоры должны чётко фиксировать взаимные обязательства: если оператор содержит парк для выполнения заявок клиентов, то РЖД обязано минимизировать административные барьеры для работы этого парка.

Напомним, погрузка крупнейших железнодорожных операторов за девять месяцев 2025 года сократилась почти на 7%, а парк простаивающих вагонов вырос более чем в 2,5 раза. Ситуацию на рынке аналитики и эксперты называют крайне сложной, а ближайшие годы прогнозируют дальнейшее ухудшение финансовых показателей отрасли из-за падения ставок, роста операционных затрат и стагнации грузовой базы.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!