Отраслевые объединения просят приостановить повышение оплаты в системе «Платон»
11.12.2025
Отраслевые объединения просят приостановить повышение оплаты в системе «Платон»
Семнадцать ключевых отраслевых объединений направили обращение председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой временно приостановить плановое повышение оплаты для грузового транспорта в системе «Платон», запланированное на 2026 год.
Семнадцать ключевых отраслевых объединений, включая Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Российский автотранспортный союз (РАС), Национальную мясную ассоциацию и группу «АвтоГрузЭкс», направили обращение председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. Бизнес просит временно приостановить плановое повышение оплаты для грузового транспорта в системе «Платон», запланированное на 2026 год, ввиду критического роста совокупной нагрузки на перевозчиков и их клиентов.
По расчётам авторов письма, совокупный эффект от ежегодной индексации с 1 февраля 2025 года и поэтапной отмены понижающего коэффициента (с 0,51 до 0,75 с 1 марта 2025 года) приведёт к резкому росту тарифа. К 2026 году ставка увеличится с нынешних 3,34 до 5,46 рубля за километр, что эквивалентно росту на 63%. В сочетании с другими предстоящими затратами это, по мнению экспертов, спровоцирует волну удорожания товаров и услуг по всей цепочке поставок.
Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина характеризует 2026 год как сложный период для бизнеса. Помимо роста платежей в «Платоне», компании столкнутся с повышением налоговой нагрузки, затратами на внедрение обязательной электронной товарно-транспортной накладной (ЭТТН), а также с новыми обязательными требованиями к транспортно-экспедиционной деятельности.
Президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов констатирует, что отрасль уже находится на грани рентабельности из-за снижения спроса и падения тарифов в 2025 году, при этом себестоимость перевозок за год выросла на 20%. По его оценке, совокупный эффект от всех новых факторов может увеличить себестоимость перевозок в 2026 году ещё на 12%, что выльется в рост тарифов для конечных заказчиков на 15–17%. Ольга Федоткина обращает внимание на риски для малого бизнеса в отрасли, который может не выдержать такого объёма одновременных затрат, что создаёт угрозу банкротств.
В своём обращении ассоциации указывают на альтернативные источники пополнения дорожного фонда. Вице-президент РАС Валерий Алексеев напоминает, что в 2016 году бизнес инициировал введение дополнительного акциза на дизельное топливо, который действует до сих пор и только за 2024 год принёс в бюджет около 240 миллиардов рублей. По его мнению, эти поступления полностью компенсируют выпадающие доходы от льготного коэффициента в «Платоне».
Особую озабоченность рост тарифов вызывает в агропромышленном комплексе. Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин приводит данные: если стоимость ремонта дорог за три года выросла на 80%, то розничные цены на свинину за пять лет — лишь на 27%. Рентабельность в птицеводстве сегодня составляет 1–2%, а в производстве КРС — отрицательная. Поскольку транспортная составляющая в себестоимости продукции АПК значительна (от 2% до 20%), а сырьё и готовая продукция сами по себе недороги, влияние роста тарифов «Платона» на конечную цену будет наиболее заметным.
Объединения предлагают заморозить индексацию тарифа «Платона» до тех пор, пока отрасль не выйдет на минимальные показатели устойчивой рентабельности, аргументируя это необходимостью сохранить стабильность как в транспортно-логистическом секторе, так и в смежных отраслях экономики.
Комментарий эксперта Кеплер