Перераспределение долей на рынке новых тяжёлых грузовиков в России
08.12.2025
Перераспределение долей на рынке новых тяжёлых грузовиков в России
Доля китайских марок на рынке новых тяжёлых грузовиков в России сократилась, а доля российских производителей выросла. Продажи грузовиков свыше 16 тонн с января по ноябрь упали на 56%.
Доля китайских марок на рынке новых тяжёлых грузовиков в России за 11 месяцев 2025 года сократилась с 70% до 53%. Одновременно доля российских производителей выросла с 20% до 36%, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Перераспределение долей происходит на фоне глубокого падения всего сегмента: продажи грузовиков свыше 16 тонн с января по ноябрь упали на 56% в годовом сопоставлении, до 41,84 тысячи единиц.
Динамика объясняется комплексом факторов, ключевым из которых эксперты называют ценовое давление. Утилизационный сбор обеспечивает российским производителям конкурентное преимущество над импортной техникой, отмечает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. Рост доли отечественных марок мог быть ещё более значительным, если бы не активная экспортная поддержка со стороны Китая. Как поясняют собеседники «Коммерсанта», китайские производители, получая государственные субсидии на экспорт, зачастую реализуют грузовики в убыток, чтобы выполнить плановые показатели.
Ещё одним ударом по китайским брендам стало приостановление действия одобрений типа транспортного средства (ОТТС) для ряда моделей, что фактически запрещает их продажу. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов напоминает, что в июле ограничения затронули автомобили Sitrak, Dongfeng, Foton и FAW, хотя Sitrak позднее добился восстановления документа. Кроме того, на спрос влияют сохраняющиеся проблемы с организацией сервисного обслуживания китайской техники в России, указывает источник издания. Впрочем, другой собеседник «Коммерсанта» полагает, что ценовой фактор остаётся для покупателей более весомым, чем вопросы послепродажной поддержки.
Общее падение рынка связано не только с перераспределением долей, но и с исчерпанием спроса после рекордных лет, а также с высокими кредитными ставками. Ситуацию усугубляют значительные складские запасы новой техники. Как отмечает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Виталий Киселёв, давление на рынок оказывают стоки у дилеров и лизинговых компаний. По оценке управляющего директора ГК «Альфа-Лизинг» Максима Агаджанова, совокупные запасы на рынке лизинга достигают 50 тысяч единиц, чего может хватить на весь следующий год.
В условиях кризиса изменилась и конкурентная карта рынка. По данным гендиректора «Глобал Трак Сейлс» Максима Шишко, представленным на пресс-конференции РОАД, лидером продаж с января по ноябрь стал КамАЗ с долей 30,1%. За ним следуют китайские Sitrak (16,4%), Shacman (10,5%), FAW (9,2%), Howo (4,9%) и Dongfeng (3,1%). Доля российских Ural составила 4,3%, Valdai – 1%. Максим Шишко прогнозирует, что доля китайских грузовиков может снизиться до 50% по итогам года. Эксперт указывает, что текущая политика направлена на стимулирование локализации китайских производителей в России, а рынок будет двигаться в сторону отечественных брендов. По мнению Максима Кадакова, КамАЗ продолжит наращивать своё присутствие, в том числе за счёт расширения линейки премиальных грузовиков К-5.
Напомним, продажи тяжёлых грузовиков в России переживают обвальное падение. По итогам 2025 года ожидается, что на рынке машин полной массой свыше 16 тонн будет реализовано лишь около 45 тысяч единиц. Этот показатель составляет менее 40% от рекордного значения 2023 года, когда было продано 126 тысяч автомобилей. Столь значительное сокращение представляет собой не кратковременное отклонение, а закономерную коррекцию, следующую за периодом аномально завышенного спроса.
Комментарий эксперта Кеплер