Потенциал увеличения грузооборота по МТК Север — Юг

Потенциал увеличения грузооборота по МТК Север — Юг

Новости / Потенциал увеличения грузооборота по МТК Север — Юг
www.alta.ru

10.12.2025

Потенциал увеличения грузооборота по МТК Север — Юг

Грузооборот по международному транспортному коридору (МТК) Север — Юг может быть увеличен на 10 млн тонн ежегодно, но направление остаётся непопулярным у импортёров из-за отсутствия единого коносамента.

Грузооборот по международному транспортному коридору (МТК) Север — Юг возможно увеличить на 10 млн тонн ежегодно, но пока данное направление остаётся непопулярным у импортёров. Об этом сообщил учредитель Международного форума «МТК Север — Юг — новые горизонты», руководитель компании «Русиранэкспо» Александр Шаров.

Ранее Президент РФ Владимир Путин на Российско-индийском бизнес-форуме заявил о необходимости довести к 2030 году товарооборот между РФ и Индией до отметки в $100 млрд.

«Резко увеличить грузооборот по МТК Север — Юг в сторону Индии и Южной Азии может перенаправление наших экспортных потоков, грузов, традиционных товаров российского экспорта (уголь, нефтепродукты, аграрная продукция, химия, удобрения) с перегруженных направлений, типа Новороссийска и Дальнего Востока, на Север — Юг. Это могло бы дать дополнительно около 10 млн тонн [грузооборота в год] по ныне действующим восточной и транскаспийской веткам Север — Юг», — сказал Шаров.

При перераспределении грузовых потоков увеличить объёмы, перевозимые по МТК Север — Юг, возможно за 3–5 лет, отметил он. Но на сегодняшний день российские грузовладельцы и экспортёры боятся работать через Иран транзитом из-за трудностей, которые связаны с единым коносаментом. По мнению Шарова, одной самых главных причин непопулярности этого направления является отсутствие единого документа, который регламентировал бы заключения договоров перевозки, принятие груза к перевозке и предоставлял право распоряжения товаром.

«Самая главная причина — отсутствие единого коносамента. Потому что и индийские, и российские импортёры готовы платить по доставке груза в порт по единому коносаменту. Когда у нас здесь возникает масса перевозчиков, то у каждого свой коносамент, своя форма оплаты, своя «головная боль», и происходит несостыковка. Поэтому они (импортёры — прим. ТАСС) и не уходят из Новороссийска и Санкт-Петербурга, из Индии на МТК Север — Юг. Почему его не может выписать РЖД? Из-за своей как бы забюрократизованности и отсутствия инициативы», — добавил Шаров.

В 2025 году грузооборот Россия — Индия составит примерно 115 млн тонн, из которых 100 млн приходится на нефть и нефтепродукты, отметил собеседник агентства. При этом на долю МТК Север — Юг приходится менее 1% грузооборота двух стран.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!