Рост спроса на грузовые авиаперевозки в ноябре 2025 года
08.12.2025
Рост спроса на грузовые авиаперевозки в ноябре 2025 года
Мировой спрос на грузовые авиаперевозки вырос на 5% в годовом исчислении, но средние спотовые ставки снизились на 5%.
Мировой спрос на грузовые авиаперевозки в ноябре 2025 года вырос на 5% в годовом исчислении, продолжив неожиданно сильный рост в четвёртом квартале. Однако перевозчики столкнулись с парадоксом: несмотря на увеличение загрузки самолётов, средние спотовые ставки снизились на 5% по сравнению с ноябрём прошлого года, составив 2,73 доллара за килограмм. Такие данные приводит аналитическая компания Xeneta в обзоре рынка от 4 декабря.
Рост спроса, составивший 3% в сентябре и 4% в октябре, опроверг прогнозы о слабом пиковом сезоне, но не принёс авиакомпаниям ожидаемого роста цен.
Коэффициент динамической загрузки в ноябре достиг 63%, что указывает на увеличение заполняемости рейсов. Однако, как отмечает директор по грузовым авиаперевозкам Xeneta Ниалл ван де Вау, авиакомпании стремятся увеличить свою долю рынка, активно снижая тарифы. Эта стратегия сокращает прибыль в условиях, когда провозные мощности растут параллельно со спросом, создавая давление на доходность отрасли.
Ключевым фактором, формирующим текущую ситуацию, стало резкое изменение динамики электронной коммерции, особенно на критическом транстихоокеанском направлении. Введённые США ограничения de minimis немедленно и радикально сократили объёмы перевозок электронной торговли из Китая в Америку — на 51% в октябре. Этот спад стал одним из самых значительных в последнее время.
Тем не менее общий трансграничный авиаэкспорт электронной торговли из Китая в октябре вышел на плато, прекратив 27 месяцев непрерывного роста, который часто приближался к 40% в годовом исчислении. Аналитики рассматривают это как потенциальный структурный перелом, особенно на фоне предстоящих реформ в области de minimis, которые Европейский Союз планирует реализовать в 2026 году.
Что касается новых американских пошлин на китайские товары, их фактическое влияние на авиагрузовые потоки оказалось умереннее первоначальных опасений. Анализ Xeneta показывает, что реальный рост издержек для импортёров колеблется в диапазоне от 10% до 12%. Это значительно ниже уровня в 30–100%, который обсуждался в апреле. Пока этот рост не оказывает существенного влияния на потребительский спрос.
На фоне этих изменений Xeneta прогнозирует умеренный рост спроса на грузовые авиаперевозки в 2026 году — на уровне 2–3%. Структурной проблемой для отрасли станет опережающий рост предложения провозных мощностей по сравнению со спросом, что окажет существенное дополнительное давление на тарифы.
Комментарий эксперта Кеплер