Рынок контейнерных перевозок демонстрирует раскол по ключевым направлениям

Рынок контейнерных перевозок демонстрирует раскол по ключевым направлениям

Новости / Рынок контейнерных перевозок демонстрирует раскол по ключевым направлениям
logirus.ru

10.12.2025

Рынок контейнерных перевозок демонстрирует раскол по ключевым направлениям

Согласно данным аналитической платформы Xeneta, на транстихоокеанском направлении из Азии в США перевозчики пытаются остановить обвал ставок, в то время как на европейских маршрутах наблюдается рост доходов.

Рынок контейнерных перевозок демонстрирует редко наблюдавшийся ранее раскол по ключевым направлениям. Согласно данным аналитической платформы Xeneta от 4 декабря, в конце ноября 2025 года сложилась ситуация «двух скоростей». На транстихоокеанском направлении из Азии в США перевозчики безуспешно пытаются остановить обвал ставок. В то же время на европейских маршрутах, особенно в Средиземноморье, стратегическое сокращение пропускной способности обеспечивает судоходным компаниям значительный рост доходов.

На первый взгляд, данные по транстихоокеанскому рынку за последнюю неделю ноября могут свидетельствовать о восстановлении. Спотовые ставки из Дальнего Востока в США выросли на 7% до 2051 доллара за 40-футовый контейнер в порты Западного побережья и на 8% до 2843 долларов – на Восточное побережье. Однако главный аналитик Xeneta Питер Санд призывает рассматривать этот рост в более широком контексте. Он описывает фундаментальную ситуацию как сохраняющийся «избыток предложения над спросом». Ежемесячная динамика подтверждает этот вывод: несмотря на еженедельный подъём, ставки на Западное побережье на 32% ниже, чем в начале ноября. На Восточном побережье падение за месяц составило 21%. Эксперт характеризует текущий рост как «технический отскок» после резкого снижения. По его мнению, слабость базового спроса не оправдывает попыток перевозчиков вводить всеобщие повышения тарифов (GRI). Таким образом, для американских импортёров рыночная конъюнктура остаётся благоприятной, а давление на ставки – структурным.

Совершенно иная картина наблюдается на маршрутах из Азии в Европу. На направлении Дальний Восток – Северная Европа ставки за неделю выросли на 4%, достигнув 2418 долларов. Примечательно, что этот рост произошёл на фоне увеличения предложения мощностей на 5%, что указывает на наличие реального, а не искусственного спроса, способного поглотить дополнительный объём без снижения цен.

Наиболее драматичные изменения зафиксированы в Средиземноморье. Здесь перевозчики продемонстрировали классический пример управления поставками для контроля над ценами. Спотовые ставки совершили скачок на 13% за неделю, достигнув 3314 долларов, а в месячном выражении рост составил 15%. Причина напрямую связана с сокращением пропускной способности: за отчётную неделю перевозчики убрали с маршрута около 18 000 TEU (двадцатифутовых эквивалентов), что соответствует снижению предложения на 11%. Корреляция между сокращением доступных мест и ростом цен оказалась прямой и эффективной. Для европейских импортёров, особенно использующих средиземноморские порты, это означает высокое давление на ставки в преддверии декабря.

В своём отчёте Xeneta также обращает внимание на важный операционный тренд, способный изменить баланс на рынке. Аналитики отмечают, что некоторые судоходные линии начинают возвращать часть флота на маршрут через Суэцкий канал, постепенно отказываясь от длительного обхода Африки. Хотя объёмы такого перенаправления пока невелики по сравнению с докризисным периодом, сама тенденция сигнализирует о сдвиге. Широкомасштабное возобновление использования Суэцкого канала может оказать дестабилизирующее влияние на европейский рынок.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!