Рынок лизинга в России: существенное сокращение объёма нового бизнеса
10.12.2025
Рынок лизинга в России: существенное сокращение объёма нового бизнеса
Объём нового бизнеса на рынке лизинга России за девять месяцев 2025 года сократился на 47,7%, затронув девять из десяти крупнейших сегментов. Падение связано со снижением платёжеспособности и спроса клиентов на фоне структурного кризиса в логистике.
Объём нового бизнеса на рынке лизинга России за девять месяцев 2025 года сократился на 47,7% в годовом выражении, составив 1,38 трлн рублей. Такие данные приводит рейтинговое агентство «Эксперт РА». Падение затронуло девять из десяти крупнейших сегментов рынка, а наиболее существенный спад в денежном выражении показал лизинг грузовых автомобилей, потерявший 513 млрд рублей, что эквивалентно снижению на 67%.
Эксперты агентства связывают общий тренд со снижением платёжеспособности и спроса клиентов на фоне структурного кризиса в логистике, начавшегося в 2024 году. Стремительное сокращение лизинга грузовиков привело к уменьшению доли всего автолизинга в общем объёме рынка с 49% до 47%. Часть участников рынка полагает, что негативную динамику усугубил отказ большинства лизинговых компаний от практики околонулевых авансов. Однако другие эксперты указывают на более системный фактор — сохраняющуюся высокую стоимость денег.
Первый заместитель генерального директора ЛК «Европлан» Илья Ноготков подтверждает, что жёсткая денежно-кредитная политика в 2025 году вызвала заметное охлаждение рынка и удержала стоимость заёмных средств на исторически высоком уровне.
Ситуацию в ключевом сегменте грузовиков аналитики и участники рынка считают отражением глубокого отраслевого кризиса. Топ-менеджеры отмечают рост конкуренции среди перевозчиков и одновременное снижение тарифов, что подрывает финансовую устойчивость клиентов лизинговых компаний.
Значительное сокращение зафиксировано и в сегменте железнодорожной техники, объём нового бизнеса в котором упал на 275 млрд рублей, или на 56,5%. Исследователи связывают это со снижением спроса на полувагоны из-за падения объёмов грузоперевозок.
Строительная техника как объект лизинга потеряла в объёме нового бизнеса 148 млрд рублей, снизившись на 46,7%. Эксперты объясняют это общим замедлением темпов строительства, включая реализацию крупных инфраструктурных проектов. Лизинг легковых автомобилей сократился на 24,9%, до 351 млрд рублей. Падение также наблюдалось в сегментах сельхозтехники и автобусов. Единственным исключением в топ-10 стал авиационный транспорт, показавший рост на 56,9%, до 39 млрд рублей.
Прогнозы на восстановление рынка эксперты связывают в первую очередь со смягчением денежно-кредитной политики и запуском новых крупных проектов.
Комментарий эксперта Кеплер