Сокращение объёма изъятой грузовой техники у лизинговых компаний

Сокращение объёма изъятой грузовой техники у лизинговых компаний

Новости / Сокращение объёма изъятой грузовой техники у лизинговых компаний
logirus.ru

08.12.2025

Сокращение объёма изъятой грузовой техники у лизинговых компаний

Впервые за несколько кварталов объём изъятой и непроданной грузовой техники у лизинговых компаний начал сокращаться. Это происходит на фоне глубокого спада на рынке новой техники.

Объём изъятой и непроданной грузовой техники (сток) у лизинговых компаний начал сокращаться впервые за несколько кварталов. Такие данные привёл на пресс-конференции комитета по транспортной логистике «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс» Александр Николаенко, руководитель комитета по транспорту и спецтехнике Объединённой лизинговой ассоциации (ОЛА). По его словам, в последние месяцы крупные лизинговые компании продают около 1100 единиц техники в месяц при изъятии примерно 1000 транспортных средств, что формирует тенденцию к постепенному снижению скопившегося объёма.

Фоном для этой осторожной положительной динамики служит глубокий спад на рынке новой техники. Как отметил Николаенко, за девять месяцев 2025 года в Россию импортировано лишь около 5 тысяч новых грузовиков, что в 13 раз меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Производство внутри страны также значительно сократилось, ряд предприятий простаивает. В структуре продаж доминирует подержанная техника: сейчас каждая вторая грузовая машина на вторичном рынке приобретается в сделках между самими лизинговыми компаниями, которые вынуждены рефинансировать клиентов за счёт этого актива. При этом средняя стоимость тягача с пробегом упала до 4–5 миллионов рублей против 9–10 миллионов в докризисный период.

Отдельным трендом последних месяцев стал опережающий рост возвратов полуприцепов по сравнению с тягачами, что требует дополнительного анализа причин со стороны рынка. Общий объём стока, включая тягачи, самосвалы и прицепы, Николаенко оценил примерно в 18 тысяч единиц. При сохранении текущей динамики продаж и изъятий к концу первого квартала 2026 года этот показатель может снизиться до 8–10 тысяч единиц, что позволит лизинговым компаниям скорректировать продуктовые модели.

В ходе дискуссии эксперт детализировал поведенческие модели рынка. По словам Александра Николаенко, массовый возврат техники клиентами происходит не сразу после возникновения просрочки. На первые три месяца после остановки платежей приходится не более 5% изъятий. Основная волна возвратов формируется в период от 6 до 18 месяцев, когда компании-перевозчики исчерпывают резервы и понимают, что не справляются с финансовой нагрузкой. После двух лет выплат по договору лизинга возвраты становятся единичными, так как клиенту экономически невыгодно терять почти выкупленный актив.

Отвечая на вопрос о толерантности лизингодателей к просрочкам, Николаенко отметил, что стандартной отраслевой практикой сегодня остаётся инициирование изъятия техники после двух пропущенных платежей. Однако в условиях общего сжатия рынка, где за последние полтора года прекратили деятельность около 70 лизинговых компаний, ресурсы для длительных отсрочек и реструктуризаций у оставшихся игроков практически исчерпаны. Это вынуждает их действовать жёстко и оперативно, чтобы сохранить собственную финансовую устойчивость.

Таким образом, рынок грузового лизинга демонстрирует первые признаки выхода из острой фазы кризиса, но балансирует на пределе, не имея запаса прочности для поддержки неплатёжеспособных клиентов.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!