Уровень возврата товаров в онлайн-торговле достигает 15–20%
25.09.2025
Уровень возврата товаров в онлайн-торговле достигает 15–20%
Глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Фёдоров сообщил, что массовые возвраты после праздников становятся серьёзной проблемой для товаров импульсного спроса. Минэкономразвития изучает возможность введения ограничений на возврат определённых категорий товаров.

Уровень возврата товаров в онлайн-торговле по отдельным категориям достигает 15–20%, особенно заметно это проявляется в периоды праздничных распродаж, таких как Новый год или 8 Марта. Эти данные привёл глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Фёдоров. Он уточнил, что массовые возвраты после праздников становятся серьёзной проблемой для товаров импульсного спроса, к которым относятся одежда, техника и товары для дома. По словам эксперта, фиксируются даже случаи возврата сезонных товаров, таких как снегоуборочная техника после окончания снегопадов, сообщают «Ведомости».
Подтверждение этой проблемы от участников рынка поступило и в адрес редакции. Представитель маркетплейса Ozon сообщил о наличии на розничном рынке примеров невозвратных категорий и выразил готовность обсуждать внедрение подобных механизмов в онлайн-торговле для защиты от недобросовестных действий покупателей. В компании также отметили тенденцию к увеличению количества возвратов в праздничные периоды.
Проблема возвратов активно обсуждается ритейлерами в контексте инициативы Минэкономразвития о введении специальных невозвратных тарифов. В то же время представитель «Яндекс.Маркета» заявил об отсутствии на своей платформе массовых возвратов в праздничные сезоны, демонстрируя таким образом различную ситуацию на разных торговых площадках.
Эту острую для бизнеса проблему рассматривают на законодательном уровне. Минэкономразвития изучает возможность введения ограничений на возврат определённых категорий товаров. Как сообщил глава ведомства Максим Решетников на заседании комитета Совфеда по экономической политике, это может выразиться в создании специальных невозвратных тарифов по аналогии с авиабилетами. Министр подчеркнул, что подобные меры требуют серьёзного обсуждения, но могут способствовать снижению цен на отечественную продукцию, по данным «РБК».
Решетников отметил, что бизнес регулярно сталкивается со злоупотреблениями как со стороны покупателей, так и конкурентов, выражающимися в массовых возвратах и подмене товаров. Эти издержки, по словам министра, в конечном итоге отражаются на потребительских ценах. Он добавил, что решение по данному вопросу может быть принято до конца текущего года.
Кроме того, на заседании министр призвал начать обсуждение новой налоговой конструкции, которая придёт на смену режиму самозанятости. Решетников напомнил, что правительство гарантировало неизменность этого института до конца 2028 года, что уже «не за горами». По его словам, аналогичные вопросы необходимо решать и в отношении индивидуальных предпринимателей, которые работают в условиях других лимитов и ставок налогообложения.
Напомним, оборот служб курьерской доставки в России по итогам июня — августа 2025 года продемонстрировал резкий рост, увеличившись на 87% в годовом сопоставлении. Количество оплат в сегменте выросло на 53%, а средний чек поднялся на 22%, достигнув отметки в 3 598 рублей.
Комментарий эксперта Кеплер