Новость

Новость

Новости / Перевозчики под ударом: сбои в системе «Платон» приводят к миллионным штрафам
logistic.press

05.07.2025

Перевозчики под ударом: сбои в системе «Платон» приводят к миллионным штрафам

Из-за сбоев в работе системы «Платон», вызванных применением «глушилок», калининградские перевозчики получили штрафы на миллионы рублей. Проблема обсуждалась на заседании комитета по транспорту калининградской торгово-промышленной палаты.

Из-за сбоев в работе системы «Платон» калининградские перевозчики оказались под ударом: за последние полгода им выписаны штрафы на миллионы рублей. Причина — применение «глушилок», средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые подавляют сигналы GPS и ГЛОНАСС.

Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей Калининградской области получил волну обращений от транспортных компаний. По словам бизнес-омбудсмена региона Олеси Белой, за шесть месяцев пострадали 16 компаний, на них наложено более 1 200 штрафов, общая сумма — 6,1 млн рублей.

Все эти взыскания выписаны не за реальные нарушения: просто бортовые устройства «Платона» не могли вовремя передать данные из-за внешнего воздействия на сигнал.

Система «Платон» обязана фиксировать каждый километр пути грузовика по федеральным трассам. За это перевозчик платит 3 рубля 34 копейки за километр. Если устройство не передаёт координат, система автоматически считает это нарушением — и присылает письмо счастья: 5 тысяч рублей за первый случай, 10 тысяч — за повторный.

Причина массовых сбоев — работа РЭБ, как государственных, так и кустарных. В первом случае оборудование включают для обеспечения безопасности, во втором — недобросовестные перевозчики используют дешёвые «глушилки», чтобы не платить за проезд. В результате страдают все, кто оказался рядом: сигнал теряется у всех машин в радиусе до километра, и система штрафует даже тех, кто правил не нарушал.

Операторы «Платона» признают: отличить, почему пропал сигнал — из-за «глушилки» или технической неисправности — они не могут. В логах фиксируется только отсутствие передачи данных.

Административное обжалование почти всегда заканчивается отказом. Тогда перевозчики вынуждены идти в суд. Но это — отдельное дело по каждому штрафу, госпошлина, расходы на юриста, месяцы ожидания. Коллективно отменить штрафы невозможно: каждый случай рассматривается индивидуально.

Власти признают проблему, но решения буксуют. Оператор системы не отрицает масштаба проблемы. С 1 апреля 2025 года все рамки контроля переведены в особый режим: если устройство включено, но не передаёт координаты, штраф не выписывается. Однако на практике они продолжают приходить.

Грузоперевозчики отмечают, что проблемные системы фиксации стоят возле отеля «Балтика», а также на трассе Черняховск — Нестеров, в Гусеве. Оттуда грузовики и привозят штрафы.

Транспортное сообщество предлагает использовать опыт платных дорог: если устройство не считало проезд, перевозчик получает уведомление и пять дней на оплату. Только если он не реагирует, выписывается штраф.

Пока же перевозчики вынуждены платить за чужие ошибки и бороться с системой в судах. Проблема признана на федеральном уровне, но эффективного механизма защиты добросовестных компаний до сих пор нет.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!